03.10.2016 г.
Hürriyet Daily News
В турецкой провинции Измир раскопан древний договор аренды

Таб­лич­ка с над­пи­сью очи­ща­ет­ся после рас­ко­пок. Фото: новост­ное агент­ство Доган.

В древ­нем горо­де Теос (рай­он Сефе­ри­хи­сан в про­вин­ции Измир) рас­ко­па­на над­пись, кото­рой 2200 лет; она счи­та­ет­ся самым все­объ­ем­лю­щим дого­во­ром арен­ды в исто­рии Ана­то­лии.

Дого­вор, заклю­чён­ный, види­мо, с уча­сти­ем гаран­та и шести свиде­те­лей из чис­ла город­ской эли­ты, пред­у­смат­ри­ва­ет так­же санк­ции за ненад­ле­жа­щее исполь­зо­ва­ние зем­ли, на кото­рой сто­ят зда­ния.

Про­фес­сор Муста­фа Адак, декан факуль­те­та доис­то­ри­че­ских язы­ков и куль­тур уни­вер­си­те­та Акде­низ, ска­зал, что сведе­ния о древ­нем Тео­се, осно­ван­ном в 1100 г. до н. э., содер­жат­ся у Геро­до­та.

«Он рас­по­ло­жен в стране “с самым бла­го­дат­ным кли­ма­том на све­те” — ска­зал Геро­дот об этом горо­де. Сего­дня он нахо­дит­ся в рай­оне Сефе­ри­хи­сан. Рас­коп­ки здесь велись в 1960-х гг, но в 2010 г. работы про­дол­жи­лись под руко­вод­ст­вом про­фес­со­ра Мусы Кадио­глу, дека­на факуль­те­та архео­ло­гии уни­вер­си­те­та Анка­ры», — ска­зал Адак.

«Если гово­рить о содер­жа­нии над­пи­сей, то Теос — один из самых про­дук­тив­ных горо­дов Ана­то­лии. Над­пи­си дают очень подроб­ные сведе­ния о струк­ту­ре вла­сти и адми­ни­ст­ра­тив­ном деле­нии горо­да в элли­ни­сти­че­скую и рим­скую эпо­ху. До 2010 г. в Тео­се было извест­но око­ло 200 над­пи­сей, а после нача­ла нашей работы их чис­ло удво­и­лось. На 2016 г. у нас име­ет­ся уже око­ло 400 над­пи­сей», — доба­вил он.


Дого­вор арен­ды


«Одна из над­пи­сей осо­бен­но инте­рес­на сво­им бога­тым содер­жа­ни­ем. На сте­ле дли­ной 1,5 м выре­зан дого­вор. Он разде­лён на стро­ки. Это подроб­ное согла­ше­ние. Соглас­но ему, уча­щи­е­ся гим­на­сия в воз­расте от 20 до 30 лет — так назы­вае­мые “юно­ши” (νέοι) — полу­ча­ли наслед­ство от неко­е­го тео­с­ца. Этот чело­век заве­щал “юно­шам” свою зем­лю, на кото­рой нахо­ди­лись стро­е­ния, рабы и свя­щен­ный алтарь. Чтобы оку­пить затра­ты на эту зем­лю и полу­чить с неё при­бы­ли, “юно­ши” сда­ли её в арен­ду. В над­пи­си сооб­ща­ет­ся, кто вла­дел зем­лёй рань­ше и что на ней нахо­дит­ся. Упо­ми­на­ет­ся так­же свя­щен­ный алтарь. В согла­ше­нии “юно­ши” ого­ва­ри­ва­ют своё пра­во посе­щать свя­щен­ное место три раза в год. В этот пери­од государ­ство взи­ма­ло позе­мель­ные нало­ги. Но посколь­ку зем­ля при­зна­ва­лась “свя­щен­ной”, она была осво­бож­де­на от нало­гов. Понят­но, что зем­ля была сда­на в арен­ду с тор­гов, и в над­пи­си фигу­ри­ру­ет имя арен­да­то­ра», — ска­зал Адак.

«Дого­вор тре­бо­вал гаран­та. В нём ука­за­ны име­на арен­да­то­ра и его отца. Чтобы дого­вор имел силу, тре­бо­ва­лось так­же шесть свиде­те­лей, трое из кото­рых зани­ма­ли выс­шие адми­ни­ст­ра­тив­ные долж­но­сти в горо­де», — при­ба­вил он.


Санк­ции


«Эта над­пись даёт свиде­тель­ство о струк­ту­ре гим­на­сия и о том, что “юно­ши” (νέοι) мог­ли вла­деть соб­ст­вен­но­стью. Это пер­вый и един­ст­вен­ный при­мер в антич­ном мире. Почти поло­ви­на над­пи­си посвя­ще­на санк­ци­ям. Если арен­да­тор нано­сил вред зем­ле, не пла­тил еже­год­ную аренд­ную пла­ту или не ремон­ти­ро­вал зда­ния, то его ожи­да­ло нака­за­ние. “Юно­ши” так­же покля­лись еже­год­но инспек­ти­ро­вать зем­лю», — ска­зал про­фес­сор уни­вер­си­те­та Акде­низ.

«В над­пи­си употреб­ля­ет­ся два осо­бен­но инте­рес­ных тер­ми­на, кото­рые до сих пор отсут­ст­ву­ют в боль­ших сло­ва­рях. Необ­хо­ди­мо изу­чить тек­сты антич­ных авто­ров и юриди­че­ские доку­мен­ты, чтобы понять зна­че­ние этих слов», — ска­зал Адак.

Он доба­вил так­же, что в антич­но­сти очень важ­ное зна­че­ние при­да­ва­лось поня­тию граж­дан­ства, и люди мог­ли стать граж­да­на­ми в воз­расте 20 лет, при усло­вии, что их роди­те­ли тоже име­ли граж­дан­ство.

«Юно­ши (νέοι) игра­ли роль граж­дан­ских слу­жи­те­лей в поли­ти­че­ских про­цеду­рах и в собра­ни­ях», — ска­зал он.


Обще­ст­вен­ная жизнь и судеб­ная систе­ма


Муса Кадио­глу, руко­во­ди­тель рас­ко­пок в Тео­се, ска­зал, что над­пи­си были рас­ко­па­ны в запад­ной части город­ско­го хра­ма Дио­ни­са.

«В над­пи­си содер­жат­ся сведе­ния об обще­ст­вен­ной жиз­ни и судеб­ной систе­ме Тео­са в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху», — ска­зал Кадио­глу.

Кадио­глу рас­ска­зал, что Теос, один из две­на­дца­ти ионий­ских горо­дов, изу­ча­ло Бри­тан­ское обще­ство диле­тан­тов в 1764, 1765 и 1862 гг., фран­цу­зы в 1924 и 1925 гг. и Юсуф Бой­сал и Баки Огун, сотруд­ни­ки уни­вер­си­те­та Анка­ры, в 1962—1967 гг.

Во вто­рой поло­вине III в. в горо­де был обра­зо­ван Союз дио­ни­сий­ских арти­стов Ионии и Гел­лес­пон­та, в кото­рый вхо­ди­ли поэты, музы­кан­ты и пев­цы, — при­ба­вил он.

«Через неко­то­рое вре­мя этот союз ста­ли счи­тать источ­ни­ком бес­по­ряд­ков в горо­де, и его чле­нов высла­ли спер­ва в Эфес, затем в Мион­нес (совр. Доган­бей) и Лебед (совр. Урк­мез). В Тео­се жили такие выдаю­щи­е­ся фило­со­фы и дея­те­ли искус­ства, как поэты Ана­кре­он, Анти­мах, Эпи­кур, Нав­си­фан и Апел­ли­кон и исто­рик Гека­тий», — ска­зал Кадио­глу.


Дого­вор об арен­де, выре­зан­ный на камне 2200 лет назад. Теос, запад­ная Тур­ция. Фото: новост­ное агент­ство Доган.

© 2016 г. Hürriyet Daily News
© 2016 г. Фото: Doğan News Agency.
© 2017 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА