Hürriyet Daily News |
В древнем городе Теос (район Сеферихисан в провинции Измир) раскопана надпись, которой 2200 лет; она считается самым всеобъемлющим договором аренды в истории Анатолии.
Договор, заключённый, видимо, с участием гаранта и шести свидетелей из числа городской элиты, предусматривает также санкции за ненадлежащее использование земли, на которой стоят здания.
Профессор Мустафа Адак, декан факультета доисторических языков и культур университета Акдениз, сказал, что сведения о древнем Теосе, основанном в 1100 г. до н. э., содержатся у Геродота.
«Он расположен в стране “с самым благодатным климатом на свете” — сказал Геродот об этом городе. Сегодня он находится в районе Сеферихисан. Раскопки здесь велись в
«Если говорить о содержании надписей, то Теос — один из самых продуктивных городов Анатолии. Надписи дают очень подробные сведения о структуре власти и административном делении города в эллинистическую и римскую эпоху. До 2010 г. в Теосе было известно около 200 надписей, а после начала нашей работы их число удвоилось. На 2016 г. у нас имеется уже около 400 надписей», — добавил он.
Договор аренды
«Одна из надписей особенно интересна своим богатым содержанием. На стеле длиной 1,5 м вырезан договор. Он разделён на строки. Это подробное соглашение. Согласно ему, учащиеся гимнасия в возрасте от 20 до 30 лет — так называемые “юноши” (νέοι) — получали наследство от некоего теосца. Этот человек завещал “юношам” свою землю, на которой находились строения, рабы и священный алтарь. Чтобы окупить затраты на эту землю и получить с неё прибыли, “юноши” сдали её в аренду. В надписи сообщается, кто владел землёй раньше и что на ней находится. Упоминается также священный алтарь. В соглашении “юноши” оговаривают своё право посещать священное место три раза в год. В этот период государство взимало поземельные налоги. Но поскольку земля признавалась “священной”, она была освобождена от налогов. Понятно, что земля была сдана в аренду с торгов, и в надписи фигурирует имя арендатора», — сказал Адак.
«Договор требовал гаранта. В нём указаны имена арендатора и его отца. Чтобы договор имел силу, требовалось также шесть свидетелей, трое из которых занимали высшие административные должности в городе», — прибавил он.
Санкции
«Эта надпись даёт свидетельство о структуре гимнасия и о том, что “юноши” (νέοι) могли владеть собственностью. Это первый и единственный пример в античном мире. Почти половина надписи посвящена санкциям. Если арендатор наносил вред земле, не платил ежегодную арендную плату или не ремонтировал здания, то его ожидало наказание. “Юноши” также поклялись ежегодно инспектировать землю», — сказал профессор университета Акдениз.
«В надписи употребляется два особенно интересных термина, которые до сих пор отсутствуют в больших словарях. Необходимо изучить тексты античных авторов и юридические документы, чтобы понять значение этих слов», — сказал Адак.
Он добавил также, что в античности очень важное значение придавалось понятию гражданства, и люди могли стать гражданами в возрасте 20 лет, при условии, что их родители тоже имели гражданство.
«Юноши (νέοι) играли роль гражданских служителей в политических процедурах и в собраниях», — сказал он.
Общественная жизнь и судебная система
Муса Кадиоглу, руководитель раскопок в Теосе, сказал, что надписи были раскопаны в западной части городского храма Диониса.
«В надписи содержатся сведения об общественной жизни и судебной системе Теоса в эллинистическую эпоху», — сказал Кадиоглу.
Кадиоглу рассказал, что Теос, один из двенадцати ионийских городов, изучало Британское общество дилетантов в 1764, 1765 и 1862 гг., французы в 1924 и 1925 гг. и Юсуф Бойсал и Баки Огун, сотрудники университета Анкары, в 1962—
Во второй половине III в. в городе был образован Союз дионисийских артистов Ионии и Геллеспонта, в который входили поэты, музыканты и певцы, — прибавил он.
«Через некоторое время этот союз стали считать источником беспорядков в городе, и его членов выслали сперва в Эфес, затем в Мионнес (совр. Доганбей) и Лебед (совр. Уркмез). В Теосе жили такие выдающиеся философы и деятели искусства, как поэты Анакреон, Антимах, Эпикур, Навсифан и Апелликон и историк Гекатий», — сказал Кадиоглу.