The New York Times |
Сегодня археологи полагают, что множество золотых колец и драгоценных камней с прекрасной гравировкой, найденных в прошлом году в нетронутой гробнице древнегреческого воина, — это продукты его собственной культуры, а не добыча с соседнего острова Крита.
Золотые кольца, по их словам, служили символами власти. Это были инсигнии элиты, правившей жителями Пилоса, города на юго-западном побережье Греции, где была найдена гробница воина.
Исследование этой могилы проливает свет на важный исторический процесс — распространение минойской культуры Крита в южной Греции, где она легла в основу микенской цивилизации — первой цивилизации материковой Европы. Микенские правители — Ахилл, Агамемнон, Одиссей — стали героями гомеровского эпоса, а микенская цивилизация, несмотря на свой крах вскоре после 1200 г. до н. э., стала предшественницей классической греческой эпохи, наступившей примерно через 700 лет.
Эту могилу в прошлом году нашли супруги Джек Дэвис и Шарон Стокер из университета Цинцинатти, и археологи оценили её как одну из самых богатых могил, найденных в Греции за последние полвека. Воин был погребён около 1450 г. до н. э., как свидетельствует керамика, найденная возле гробницы. Линн Шепац и Тобиас Хоултон из университета Витватерсранд в Йоханнесбурге восстановили его внешность.
На золотых кольцах и резных драгоценных камнях, как и на многих других предметах из этой могилы изображены минойские узоры, так что это могла быть добыча, взятая при набеге на Крит. Но доктор Дэвис и доктор Стокер полагают иначе: в статье, которая будет опубликована в журнале «Hesperia», они отмечают, что погребальный инвентарь из этой могилы находит отражение в иконографии золотых колец.
Археологи были удивлены, обнаружив в могиле воина такие аксессуары, как бронзовое зеркало и шесть гребней из слоновой кости. Но греческие воины носили длинные волосы, и известно, что спартанцы перед битвой причёсывались. А зеркало могло иметь ритуальное значение. На одном из золотых колец изображена богиня с похожим зеркалом.
Ещё один предмет, найденный в могиле и изображённый на кольцах, — это посох. Перекрученный кусок металла, обнаруженный в гробнице, поначалу казался мясницким крюком. Но когда его разогнули, оказалось, что это голова рогатого животного, вероятно, быка, с углублением и отверстием в носу, словно навершие посоха. На одном из золотых колец изображена богиня с именно таким посохом.
Посох почти наверняка свидетельствует о том, что воин обладал какой-то властью, религиозной или гражданской.
Археологи пока не знают, являлся ли воин и погребённые вместе с ним люди минойцами или микенцами, впитавшими минойскую культуру.
«Кем бы они ни были, эти люди несли минойский образ жизни на материк и выковывали микенскую культуру, — сказал доктор Дэвис. — Они, вероятно, одевались как минойцы и сооружали свои дома по подобию критских, используя минойские методы строительства».
Гробница воина «свидетельствует о том, что с самого начала на материке были люди, знакомые с минойской культурой; они несли её на материк по вполне определённой причине — чтобы утвердить себя во власти», — сказал он.
К 1400 г. до н. э., через полвека после смерти воина, эта власть распространилась на Мессению и 20 городов, плативших налоги микенским властителям, правившим в Пилосе из так называемого дворца Нестора, названного в честь гомеровского героя.
Синтия Шелмердайн, специалист по эгейскому бронзовому веку из Техасского университета, согласилась с тем, что кольца и геммы-печати из могилы воина символизируют административную и политическую власть. «Эти предметы явно связаны с властью, — сказала она, — вне зависимости от того, использовали ли их в качестве печатей, как это делали минойцы».
Кто бы ни вырыл эту могилу — минойцы или микенцы, — «она соответствует другим свидетельствам о постепенном укреплении связей между элитами материка и критскими элитами», — сказала доктор Шелмердайн.
Микенцы продолжали использовать минойские темы (например, гимнасты, вспрыгивающие на быков) в искусстве и администрации до конца дворцового периода. Но к наступлению классической эпохи память о минойской культуре уже увяла и сохранилась в основном в мифе об Ариадне, дочери царя Миноса, которая показала Тесею, как убить ужасного Минотавра и спастись из лабиринта в Кноссе.