21.10.2016 г.
The History Blog
Найдена вилла, принадлежавшая одному из последних римских сенаторов-язычников

Моза­ич­ный пол рим­ской вил­лы IV в. н. э., най­ден­ной под Фло­рен­ци­ей. Фото: Пизан­ский уни­вер­си­тет.

Под Фло­рен­ци­ей архео­ло­ги обна­ру­жи­ли руи­ны огром­ной рим­ской вил­лы. Рос­кош­ный дом был рас­ко­пан на част­ной зем­ле в деревне Капрая архео­ло­га­ми и студен­та­ми из Пизан­ско­го уни­вер­си­те­та. Пока экс­пе­ди­ция нашла шести­уголь­ное соору­же­ние с шестью ком­на­та­ми, кото­рое они счи­та­ют обеден­ным ком­плек­сом с несколь­ки­ми три­кли­ни­я­ми. Стро­е­ние име­ет мону­мен­таль­ные раз­ме­ры: диа­метр состав­ля­ет 30 м, высота потол­ка оце­ни­ва­ет­ся в 15 мет­ров. Сохра­ни­лось мно­же­ство раз­но­цвет­ных наполь­ных моза­ик, в том чис­ле в глав­ном зале при­ё­мов — сце­на охоты на каба­на. Най­де­ны так­же остат­ки систе­мы гипо­ка­у­ста, обо­гре­вав­шей бани на вил­ле: это полое про­стран­ство под полом с чере­пич­ны­ми стол­ба­ми (pilae), кото­рые под­дер­жи­ва­ли пол горя­чей ком­на­ты.

Вил­ла дати­ру­ет­ся IV в. н. э. и пред­став­ля­ет собой исклю­чи­тель­но цен­ный обра­зец позд­не­ан­тич­но­го сель­ско­го поме­стья. Раз­ме­ры и слож­ный план вил­лы про­из­во­дят такое впе­чат­ле­ние, что, по мне­нию про­фес­со­ра Феде­ри­ко Кан­ти­ни, руко­во­ди­те­ля рас­ко­пок, для это­го пери­о­да с ней срав­нят­ся толь­ко ари­сто­кра­ти­че­ские вил­лы, най­ден­ные в Кон­стан­ти­но­по­ле, кото­рый в то вре­мя лишь несколь­ко деся­ти­ле­тий являл­ся новой сто­ли­цей Рим­ской импе­рии. В V в. особ­няк был рас­ши­рен, но уже в VI в. — раз­граб­лен и поки­нут. Име­ют­ся неко­то­рые свиде­тель­ства засе­ле­ния в кон­це Сред­них веков, остав­лен­ные, веро­ят­но, людь­ми, заби­рав­ши­ми отсюда остат­ки стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов.


Рас­коп­ки бань на рим­ской вил­ле IV в. Фото: Пизан­ский уни­вер­си­тет.

Над­пись на камен­ной пли­те, най­ден­ная на вил­ле, поз­во­ля­ет иден­ти­фи­ци­ро­вать её вла­дель­ца как Вет­тия Аго­рия Пре­текста­та, хоро­шо извест­но­го и очень ува­жае­мо­го сена­то­ра IV в., кото­рый сде­лал бле­стя­щую поли­ти­че­скую карье­ру и при­нял актив­ное уча­стие в послед­ней зна­чи­мой попыт­ке несколь­ких остав­ших­ся нехри­сти­ан из чис­ла пра­вя­щей ари­сто­кра­тии сохра­нить тра­ди­ци­он­ную рим­скую рели­гию перед натис­ком раз­ру­шав­ших её зако­нов и меро­при­я­тий по хри­сти­а­ни­за­ции. Пре­текстат зани­мал высо­кие поли­ти­че­ские и рели­ги­оз­ные долж­но­сти. Он был намест­ни­ком Этру­рии и Умбрии, кон­су­ля­ром Лузи­та­нии, про­кон­су­лом Ахайи, город­ским пре­то­ром, пре­фек­том пре­то­рия при импе­ра­то­ре Вален­ти­ни­ане II и избран­ным кон­су­лом (он умер, так и не успев занять эту долж­ность). Его рели­ги­оз­ные и жре­че­ские долж­но­сти весь­ма мно­го­чис­лен­ны: он был авгу­ром, квин­де­цем­ви­ром (хра­ни­те­лем Сивил­ли­ных книг), пон­ти­фи­ком Весты, пон­ти­фи­ком Сола, посвя­щён­ным в мисте­рии Либе­ра и Элев­син­ские мисте­рии и кури­а­лом Гер­ку­ле­са.

Пре­текстат и его близ­кий друг и кол­ле­га по сена­ту Квинт Авре­лий Сим­мах, очень бога­тый отпрыск пат­ри­ци­ан­ско­го рода Авре­ли­ев, вла­дев­ший, в свою оче­редь, дюжи­ной сель­ских вилл, сов­мест­ны­ми сила­ми ста­ра­лись вос­ста­но­вить тра­ди­ци­он­ную рим­скую рели­гию. В долж­но­сти город­ско­го пре­то­ра Пре­текстат обра­тил­ся к импе­ра­то­ру с прось­бой вер­нуть свя­щен­ные пред­ме­ты, похи­щен­ные из хра­мов. Полу­чив раз­ре­ше­ние, он пору­чил сбор того, что ещё сохра­ни­лось, Сим­ма­ху. В 384 г. Сим­мах напи­сал откры­тое пись­мо Вален­ти­ни­а­ну II с прось­бой вер­нуть в курию алтарь Вик­то­рии — пись­мо, зна­ме­ни­тое до сих пор, в основ­ном в свя­зи со столь же зна­ме­ни­тым воз­ра­же­ни­ем, напи­сан­ным Амвро­си­ем Медио­лан­ским.

Позд­нее в этом же году Пре­текстат умер. Город погру­зил­ся в пуб­лич­ный тра­ур, свою скорбь изли­ва­ли рим­ляне всех веро­ис­по­веда­ний. Ако­ния Фабия Пау­ли­на, соро­ка­лет­няя жена Пре­текста­та, при­ка­за­ла выре­зать на его над­гроб­ном памят­ни­ке пане­ги­рик — види­мо, вари­ант речи, про­из­не­сён­ной ею на похо­ро­нах (CIL. VI. 1779). Она разде­ля­ла его рели­ги­оз­ные убеж­де­ния и сама полу­чи­ла мно­го рели­ги­оз­ных поче­стей, а в сво­ей речи гово­ри­ла, что он сей­час на небе­сах, где, если богам угод­но, она ско­ро к нему при­со­еди­нит­ся. Так и слу­чи­лось.


База посмерт­ной ста­туи Вет­тия Аго­рия Пре­текста­та с пере­чис­ле­ни­ем его поли­ти­че­ских и рели­ги­оз­ных долж­но­стей. (CIL. VI. 1778). Рим, Палац­цо Аль­темпс. Фото: Сара Э. Бонд.

Свя­той Иеро­ним исполь­зо­вал Пре­текста­та, чья смерть так взба­ла­му­ти­ла город, как при­мер само­го высо­ко­по­став­лен­но­го и ува­жае­мо­го языч­ни­ка, кото­рый про­ведёт веч­ность в адских муках, тогда как самый жал­кий, пре­зрен­ный, отрёк­ший­ся от само­го себя хри­сти­а­нин будет воз­вы­шен ко сла­ве в загроб­ном мире. Вот цита­та из его XXII пись­ма к Мар­цел­ле, напи­сан­но­го в 384 г., в год смер­ти Пре­текста­та:


И посе­му ныне за крат­кий труд наслаж­да­ет­ся веч­ным бла­жен­ст­вом, при­ем­лет­ся лика­ми анге­лов, упо­ко­и­ва­ет­ся на лоне Авра­амо­вом, и с бед­ным Лаза­рем видит, как пор­фи­ро­нос­ный богач, и кон­сул, оде­тый толь­ко в тра­ур, а не в тогу с выши­ты­ми паль­ма­ми, про­сят кап­ли с мизин­ца. Какая пере­ме­на поло­же­ния! Тот, кто за немно­го дней назад касал­ся вер­ши­ны всех досто­инств, кто, как тор­же­ст­вуя победу над вра­га­ми, вхо­дил в Капи­то­лий, кого с руко­плес­ка­ни­ем и топа­ньем при­нял народ рим­ский, кон­чи­ною кого был потря­сен весь город, — тот самый теперь обна­жен­ный и бес­по­мощ­ный нахо­дит­ся не в млеч­ном двор­це неба, как вооб­ра­жа­ет несчаст­ная жена, но сре­ди тьмы и смра­да. А та, кото­рую окру­жа­ла таин­ст­вен­ность оди­но­ко­го ложа, кото­рая каза­лась бед­ною и незнат­ною, жизнь кото­рой почи­та­лась безу­ми­ем, та идет за Хри­стом и гово­рит: «Как слы­ша­ли мы, так и увиде­ли во гра­де Бога наше­го» (Пер. Киев­ской духов­ной ака­де­мии).

Извест­но, что Пре­текстат и Пау­ли­на име­ли два дома в Риме, один на Эскви­лине (и его обшир­ные сады дости­га­ли того рай­о­на, где сего­дня нахо­дит­ся желез­но­до­рож­ный вок­зал Тер­ми­ни), вто­рой на Авен­тине. Теперь мы зна­ем, что у них был и огром­ный сель­ский дво­рец в Этру­рии. В эти выход­ные рас­коп­ки будут откры­ты для пуб­ли­ки, в суб­боту с 15.30 до 18.30 и в вос­кре­се­нье с 9.30 до 18.30. Про­фес­сор Кан­ти­ни и экс­пе­ди­ция Пизан­ско­го уни­вер­си­те­та будут при­сут­ст­во­вать и давать разъ­яс­не­ния посе­ти­те­лям.

© 2016 г. The History Blog.
© 2017 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА