12.07.2016 г.
Live Science
На греческом кладбище затонувших кораблей найдено ещё 23 остова

Фур­ни, архи­пе­лаг ост­ров­ков воз­ле Тур­ции, был попу­ляр­ной якор­ной сто­ян­кой и нави­га­ци­он­ным пунк­том на мор­ских путях через Эгей­ское море. Обыч­но он был без­опа­сен для судов, но за тыся­чи лет штор­ма, конеч­но, погу­би­ли неко­то­рые суда — напри­мер, этот дере­вян­ный корабль, кото­рый поко­ит­ся на мор­ском дне.

Скоп­ле­ние гре­че­ских ост­ро­вов в Эгей­ском море выда­ёт нам неко­то­рые свои тай­ны: менее чем за год архео­ло­ги нашли здесь 45 зато­нув­ших кораб­лей.

В сен­тяб­ре 2015 г. груп­па гре­че­ских и аме­ри­кан­ских дай­ве­ров обна­ру­жи­ли целых 22 зато­нув­ших кораб­ля в ходе 13-днев­ной экс­пе­ди­ции вокруг архи­пе­ла­га Фур­ни, кото­рый состо­ит из 13 ост­ров­ков, при­чём неко­то­рые из них так малы, что не изо­бра­жа­ют­ся на кар­тах. В июне иссле­до­ва­тель­ская груп­па вер­ну­лась на ост­ро­ва на восто­ке Эгей­ско­го моря, чтобы рас­ши­рить зону поис­ков. Через три с поло­ви­ной неде­ли, когда обсле­до­ва­ние закон­чи­лось, иссле­до­ва­те­ли пре­взо­шли свои преж­ние дости­же­ния: они зафик­си­ро­ва­ли ещё 23 зато­нув­ших кораб­ля, так что их общее чис­ло достиг­ло 45.

«Фур­ни не пере­ста­ёт нас удив­лять», — ска­зал Питер Кэм­п­белл, один из руко­во­ди­те­лей про­ек­та, пред­ста­ви­тель аме­ри­кан­ско­го Мор­ско­го фон­да RPM.


Коман­да из 25 дай­ве­ров из аме­ри­кан­ско­го Мор­ско­го фон­да RPM и гре­че­ско­го Эфо­ра­та под­вод­ных древ­но­стей фик­си­ро­ва­ла зато­нув­шие кораб­ли с 8 июня по 2 июля 2016 г. Это иссле­до­ва­ние ста­ло вто­рым после пер­вой успеш­ной экс­пе­ди­ции в сен­тяб­ре 2015 г.

Фор­ту­на на Фур­ни


На этом архи­пе­ла­ге сей­час нахо­дят столь­ко зато­нув­ших кораб­лей, пото­му что в про­шлом это было очень попу­ляр­ное направ­ле­ние море­пла­ва­ния, — ска­зал Кэм­п­белл в интер­вью изда­нию «Live Science».

«На самом деле, Фур­ни — это вполне без­опас­ное место, — ска­зал Кэм­п­белл. — Такое коли­че­ство кораб­ле­кру­ше­ний объ­яс­ня­ет­ся про­сто огром­ным объ­ё­мом пере­во­зок во все вре­ме­на».

Хотя в антич­но­сти на Фур­ни не было круп­ных горо­дов, архи­пе­лаг был изве­стен как хоро­шая якор­ная сто­ян­ка и нави­га­ци­он­ный пункт для кораб­лей, пере­се­каю­щих Эгей­ское море как с восто­ка на запад, так и с севе­ра на юг.

Кораб­ли обыч­но вста­ва­ли на якорь в местах, защи­щён­ных от наи­бо­лее частых севе­ро-запад­ных вет­ров. Но вре­мя от вре­ме­ни силь­ный шторм, при­шед­ший с юга, мог застать эти кораб­ли врас­плох. Если эки­паж сроч­но не менял поло­же­ние яко­ря, то суд­но попа­да­ло в беду, — отме­ча­ет Кэм­п­белл. Имен­но эти зло­счаст­ные кораб­ли Кэм­п­белл и его кол­ле­ги и нахо­дят вдоль побе­ре­жья Фур­ни.

«Кораб­ли про­сто вреза́лись в ска­лы и раз­ва­ли­ва­лись на части, — ска­зал Кэм­п­белл. — Мы нахо­дим горы амфор [древ­не­гре­че­ских ваз]. Это выглядит как место страш­ной авто­ка­та­стро­фы: эта кера­ми­ка про­сто посы­па­лась вниз».


Иссле­до­ва­те­ли оста­ви­ли боль­шин­ство арте­фак­тов на сво­их местах и сосре­дото­чи­лись на том, чтобы задо­ку­мен­ти­ро­вать и нане­сти на кар­ту зато­нув­шие кораб­ли.

Ожи­да­ют­ся новые откры­тия


Кораб­ле­кру­ше­ния дати­ру­ют­ся раз­ны­ми эпо­ха­ми — от кон­ца гре­че­ской арха­и­ки (525—480 гг. до н. э.) до нача­ла Ново­го вре­ме­ни (1750—1850 гг.). Кро­ме амфор, слу­жив­ших в антич­но­сти кон­тей­не­ра­ми для пере­воз­ки, дай­ве­ры обна­ру­жи­ли лам­пы, посу­ду для при­готов­ле­ния пищи и яко­ря. В неко­то­рых слу­ча­ях мож­но опре­де­лить про­ис­хож­де­ние гру­за зато­нув­ше­го кораб­ля: напри­мер, най­де­на серия амфор с гре­че­ско­го ост­ро­ва Кос, кото­рые дати­ру­ют­ся элли­ни­сти­че­ским пери­о­дом (331—323 гг. до н. э.).

Кэм­п­белл и его кол­ле­ги из гре­че­ско­го Эфо­ра­та под­вод­ных древ­но­стей взя­ли репре­зен­та­тив­ные образ­цы арте­фак­тов с каж­до­го зато­нув­ше­го кораб­ля, но в осталь­ном все под­вод­ные объ­ек­ты оста­лись на сво­их местах и были толь­ко задо­ку­мен­ти­ро­ва­ны.

Пожа­луй, на Фур­ни нахо­дит­ся одно из круп­ней­ших в мире скоп­ле­ний антич­ных зато­нув­ших кораб­лей. Иссле­до­ва­те­ли гово­рят, что воз­ле мно­гих более круп­ных ост­ро­вов Сре­ди­зем­но­го моря най­де­но толь­ко три или четы­ре осто­ва кораб­лей, а все­го в гре­че­ских терри­то­ри­аль­ных водах надёж­но задо­ку­мен­ти­ро­ва­но лишь око­ло 180 зато­нув­ших в антич­но­сти кораб­лей (не счи­тая нахо­док на Фур­ни).

Воз­мож­но, на Фур­ни най­дёт­ся что-то ещё: руко­во­ди­те­ли про­ек­та ска­за­ли, что их иссле­до­ва­ния пока охва­ти­ли менее поло­ви­ны побе­ре­жья архи­пе­ла­га.

Самые глу­бо­кие погру­же­ния в ходе иссле­до­ва­ния соста­ви­ли 65 м, но Кэм­п­белл счи­та­ет, что и глуб­же нас ждут новые откры­тия, «учи­ты­вая как мно­го кораб­лей най­де­но на мел­ко­во­дье и как отвес­ны утё­сы».

На сле­дую­щем эта­пе про­ек­та коман­да иссле­до­ва­те­лей наде­ет­ся погру­зить­ся ещё глуб­же с помо­щью такой тех­но­ло­гии, как под­вод­ные аппа­ра­ты с дистан­ци­он­ным управ­ле­ни­ем.

Меган Ган­нон

© 2016 г. Live Science.
© 2016 г. Фото: Василис Ментогианис.
© 2016 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА