11.10.2016 г.
ABC
Бейрут воскрешает своё прошлое в обновлённом Ливанском национальном музее

Глав­ный архео­ло­ги­че­ский музей Лива­на — Нацио­наль­ный музей Бей­ру­та — пере­жи­ва­ет те же взлё­ты и паде­ния, что и вся эта малень­кая сре­ди­зем­но­мор­ская стра­на на про­тя­же­нии сво­его недол­го суще­ст­во­ва­ния.


При­ам на коле­нях перед Ахил­лом, деталь мра­мор­но­го сар­ко­фа­га из Тира, II в. н. э. Фото: Ливан­ский нацио­наль­ный музей.

С откры­ти­ем под­зем­но­го эта­жа, кото­рый был закрыт на про­тя­же­нии более соро­ка лет, Нацио­наль­ный музей Бей­ру­та пред­став­ля­ет миру уни­каль­ную кол­лек­цию, в состав кото­рой, поми­мо про­чих антич­ных чудес, вхо­дит гроб­ни­ца из Тира.

Это зда­ние впер­вые откры­ло свои две­ри в 1942 г., когда в нём были раз­ме­ще­ны цен­ные доис­то­ри­че­ские пред­ме­ты, в том чис­ле сар­ко­фа­ги, моза­и­ки и собра­ния укра­ше­ний, монет и кера­ми­ки, най­ден­ные во вре­мя рас­ко­пок на терри­то­рии стра­ны.

Когда в 1975 г. нача­лась граж­дан­ская вой­на, музей, рас­по­ло­жен­ный на сим­во­ли­че­ской «зелё­ной линии», разде­лив­шей Бей­рут на две части, вынуж­ден был закрыть­ся. Мно­гие антич­ные арте­фак­ты про­па­ли или были уни­что­же­ны, но мно­гие дру­гие оста­лись в цело­сти в под­зем­ных хра­ни­ли­щах. На пер­вом эта­же моза­и­ки, встав­лен­ные в наполь­ное покры­тие, были покры­ты сло­ем бето­на. Дру­гие круп­ные и тяжё­лые объ­ек­ты, такие как ста­туи и сар­ко­фа­ги, были защи­ще­ны меш­ка­ми с пес­ком. В 1982 г., когда поло­же­ние ста­ло кри­ти­че­ским, меш­ки с пес­ком заме­ни­ли на бетон­ные ящи­ки, соору­жён­ные вокруг дере­вян­ных кар­ка­сов, в кото­рые были заклю­че­ны памят­ни­ки.

После декла­ра­ции о пре­кра­ще­нии огня в 1991 г. музей пред­став­лял собой при­скорб­ное зре­ли­ще: под­ва­лы затоп­ле­ны водой, колон­ны про­би­ты шрап­не­лью, сте­ны покры­ты граф­фи­ти, кото­рые оста­ви­ли опол­чен­цы, исполь­зо­вав­шие музей как воен­ный бун­кер.


Гроб­ни­ца из Тира с фрес­ка­ми, пере­жив­ши­ми вой­ну. Фото: Ливан­ский нацио­наль­ный музей.

После рестав­ра­ци­он­ных работ, про­дол­жав­ших­ся несколь­ко лет, в 1999 г. сно­ва откры­лись два эта­жа музея, где было выстав­ле­но более 1300 арте­фак­тов из кол­лек­ции, вклю­чав­шей око­ло 100 тыс. пред­ме­тов. Сего­дня отре­мон­ти­ро­ва­ны под­валь­ные гале­реи, где пред­став­ле­но антич­ное погре­баль­ное искус­ство, в том чис­ле уни­каль­ная Тир­ская гроб­ни­ца.

Эта гроб­ни­ца рим­ско­го вре­ме­ни, кото­рая дати­ру­ет­ся II в. н. э., была слу­чай­но най­де­на в 1937 г. в Бурдж-аль-Шема­ли, при­мер­но в 3 км от горо­да Тира на юге Лива­на. Гроб­ни­ца име­ет раз­ме­ры 6,3 на 5,4 м, высоту 3,4 м от пола до потол­ка в самой высо­кой части и бога­то укра­ше­на фрес­ка­ми, покры­ваю­щи­ми все четы­ре её сте­ны.


Антро­по­ид­ные сар­ко­фа­ги из Саиды, V в. до н. э. Фото: Ливан­ский нацио­наль­ный музей.

Фрес­ки, повреж­дён­ные из-за влаж­но­сти, небреж­но­го отно­ше­ния и дол­гой граж­дан­ской вой­ны, были отре­ста­ври­ро­ва­ны в 2010—2011 гг. бла­го­да­ря щед­рой помо­щи Мини­стер­ства ино­стран­ных дел Ита­лии / Италь­ян­ско­го бюро сотруд­ни­че­ства в Бей­ру­те; эти учреж­де­ния так­же финан­си­ро­ва­ли вос­ста­нов­ле­ние все­го под­зем­но­го кры­ла на сум­му, пре­вы­шаю­щую мил­ли­он евро.

Под руко­вод­ст­вом рестав­ра­то­ра и архи­тек­то­ра Джор­джо Каприот­ти и музео­гра­фа Анто­нио Джам­ма­ру­сти, спро­ек­ти­ро­вав­ше­го обшир­ные про­стран­ства, где выстав­ле­ны работы, Нацио­наль­ный музей вновь стал одной из глав­ных досто­при­ме­ча­тель­но­стей ливан­ской сто­ли­цы.


Сар­ко­фаг царя Ахи­ра­ма. Фото: WikiCommons.

В общей слож­но­сти посе­ти­те­ли могут увидеть 520 экс­по­на­тов, кото­рые дати­ру­ют­ся доис­то­ри­че­ской эпо­хой, брон­зо­вым веком, элли­ни­сти­че­ским и рим­ским вре­ме­нем, вплоть до осман­ско­го пери­о­да. В Ливане так­же име­ет­ся круп­ней­шее в мире собра­ние антро­по­ид­ных сар­ко­фа­гов (их крыш­ки напо­ми­на­ют чело­ве­че­ские фигу­ры): 31 такой сар­ко­фаг, най­ден­ный в обла­сти Саида и дати­ру­ю­щий­ся V в. до н. э., сего­дня мож­но увидеть в музее рядом со зна­ме­ни­тым сар­ко­фа­гом фини­кий­ско­го царя Ахи­ра­ма, обна­ру­жен­ным в Биб­ле: на нём изо­бра­же­ны почти все зна­ки фини­кий­ско­го алфа­ви­та.

Как ни уди­ви­тель­но, здесь так­же хра­нят­ся три мумии, сохра­нив­ши­е­ся есте­ствен­ным обра­зом и дати­ру­ю­щи­е­ся XIII в.: они най­де­ны в пеще­ре в долине Кади­ша, гори­стой обла­сти, пол­ной пещер и впе­чат­ля­ю­щих мона­сты­рей на севе­ре Лива­на.


© 2016 г. ABC.
© 2016 г. The Archaeology News Network.
© 2017 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА