23.06.2016 г.
Inrap
Найдена самая древняя церковь в Ниме

В ходе охран­ных архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок обна­ру­же­но 130 могил, отно­ся­щих­ся к пери­о­ду позд­ней антич­но­сти и ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья, а так­же апсида ран­не­хри­сти­ан­ской церк­ви, кото­рая дати­ру­ет­ся V в. и явля­ет­ся самой древ­ней цер­ко­вью, обна­ру­жен­ной в Ниме (Гард).

Архео­ло­ги Inrap извлек­ли всё это на свет меж­ду 30 декаб­ря 2015 г. и 22 апре­ля 2016 г., в рам­ках охран­ных рас­ко­пок, пред­ше­ст­во­вав­ших стро­и­тель­ству част­но­го дома к севе­ру от квар­та­ла Влюб­лён­ных.


Гроб­ни­ца ребён­ка, при стро­и­тель­стве кото­рой были повтор­но исполь­зо­ва­ны сте­лы. Фото: Ф. Леруа, Inrap.

Ран­не­хри­сти­ан­ская цер­ковь


В нед­рах участ­ка пло­ща­дью 330 м2 архео­ло­ги обна­ру­жи­ли часть мас­сив­но­го фун­да­мен­та церк­ви, в том чис­ле полу­круг­лую апсиду. Зда­ние было постро­е­но из повтор­но исполь­зо­ван­ных антич­ных мате­ри­а­лов мону­мен­таль­но­го харак­те­ра, про­ис­хо­див­ших, несо­мнен­но, из антич­ных мав­зо­ле­ев, рас­по­ло­жен­ных неда­ле­ко отсюда. Стро­и­тель­ство церк­ви при­бли­зи­тель­но дати­ру­ет­ся самым нача­лом V в. на осно­ва­нии обна­ру­жен­ной кера­ми­ки, а это озна­ча­ет, что перед нами самое древ­нее хри­сти­ан­ское куль­то­вое зда­ние, обна­ру­жен­ное в Ниме.

Внут­ри апсиды нахо­дит­ся мно­же­ство погре­бе­ний: одно из них отли­ча­ет­ся тем, что его каме­ра сло­же­на из боль­ших антич­ных плит. Это явно гроб­ни­ца при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го лица; воз­мож­но, покой­ный зани­мал высо­кое поло­же­ние в обще­стве. В зда­нии нахо­дит­ся так­же мно­же­ство камен­ных сар­ко­фа­гов и дет­ских ингу­ма­ци­он­ных захо­ро­не­ний в каме­рах, обли­цо­ван­ных кера­ми­че­ской плит­кой, или в амфо­рах.


От антич­но­го погре­баль­но­го участ­ка к хри­сти­ан­ско­му клад­би­щу


На этом участ­ке, рас­по­ло­жен­ном, веро­ят­но, к югу от доро­ги, кото­рая исполь­зо­ва­лась со вре­мён антич­но­сти, вырос­ло так­же клад­би­ще, кото­рое тянет­ся за пре­де­лы участ­ка работ, а пото­му его про­тя­жён­ность не может быть уста­нов­ле­на. Тем не менее, архео­ло­ги обна­ру­жи­ли повы­шен­ную плот­ность ингу­ма­ций, о чём свиде­тель­ст­ву­ет мно­же­ство повтор­ных и пере­кры­ваю­щих­ся захо­ро­не­ний, глу­би­на кото­рых порой дости­га­ет двух мет­ров.

Наи­бо­лее древ­ний ком­плекс нек­ро­по­ля обра­зу­ют восемь свин­цо­вых сар­ко­фа­гов, дати­ру­е­мых III в. н. э. Эта серия, осо­бен­но важ­ная для дан­но­го типа стро­е­ний, свиде­тель­ст­ву­ет о том, что пред­по­чте­ние отда­ва­лось ингу­ма­ции. К ней при­мы­ка­ет ещё несколь­ко могил того же вре­ме­ни, в част­но­сти, погре­бе­ние девуш­ки в каме­ре, обли­цо­ван­ной кам­нем и дере­вом, где най­де­ны укра­ше­ния и раз­лич­ные пред­ме­ты.

С кон­ца IV по V вв. н. э. боль­шин­ство погре­бе­ний ори­ен­ти­ро­ва­но на запад и скон­цен­три­ро­ва­но как мож­но бли­же к церк­ви, постро­ен­ной в то вре­мя. Моги­лы соору­же­ны из раз­лич­ных мате­ри­а­лов: из кам­ня, кера­ми­че­ской плит­ки, дере­ва. В них поме­ща­лись дере­вян­ные кон­тей­не­ры — гро­бы — с остан­ка­ми. Кро­ме того, в ред­ких слу­ча­ях моги­лы име­ют фор­му ямы, выры­той пря­мо в зем­ле и име­ю­щей фор­му тела — преж­де все­го, место для голо­вы. В этих пер­вых хри­сти­ан­ских моги­лах най­де­но мало арте­фак­тов: чаще все­го это кера­ми­че­ские баль­за­ма­рии, про­из­ведён­ные в Туни­се и пред­на­зна­чен­ные для бла­го­вон­но­го мас­ла. На участ­ке най­де­но восемь таких баль­за­ма­ри­ев. В моги­лах, соору­жён­ных из кам­ня, повтор­но исполь­зо­ва­ны раз­лич­ные антич­ные мате­ри­а­лы: сте­лы, над­пи­си, вер­ти­каль­ные опор­ные кам­ни и пли­ты, сту­пе­ни, пото­лоч­ные кес­со­ны, терра­ко­то­вая и камен­ная плит­ка, колон­ны, леп­ни­на, мра­мор­ная обли­цов­ка… Эти мно­го­чис­лен­ные заим­ст­во­ва­ния свиде­тель­ст­ву­ют о бли­зо­сти дан­но­го участ­ка к нек­ро­по­лю Ран­ней импе­рии, где рим­ские мав­зо­леи, лежав­шие в руи­нах, были разо­бра­ны, чтобы соорудить ран­не­хри­сти­ан­ские моги­лы. Воз­мож­но, повтор­ное исполь­зо­ва­ние этих мате­ри­а­лов име­ло боль­шое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние.

Таким обра­зом, недав­но обна­ру­жен­ная цер­ковь была постро­е­на через несколь­ко деся­ти­ле­тий после назна­че­ния пер­во­го епи­ско­па Нима, извест­но­го из лите­ра­тур­ных источ­ни­ков. Она рас­по­ло­же­на на окра­ине горо­да, в квар­та­ле, где най­де­но мно­же­ство арте­фак­тов, поз­во­ля­ю­щих пред­по­ла­гать, что со вре­мён антич­но­сти он был отведён под обшир­ное клад­би­ще, вытя­нув­ше­е­ся вдоль гра­ни­цы горо­да. Архео­ло­ги пока не зна­ют, кому была посвя­ще­на эта цер­ковь и была ли она постро­е­на вокруг моги­лы чело­ве­ка, зани­мав­ше­го осо­бое поло­же­ние. Они не зна­ют так­же, иден­тич­на ли цер­ковь, рас­ко­пан­ная этой зимой, той церк­ви, кото­рая начи­ная с X в. упо­ми­на­ет­ся под назва­ни­ем Свя­той Пер­пе­туи, или же это более древ­нее зда­ние.

Этот уча­сток, неиз­мен­но исполь­зо­вав­ший­ся для погре­бе­ния в тече­ние мно­гих веков, даёт так­же свиде­тель­ства о пере­хо­де от антич­но­сти к ран­не­му Сред­не­ве­ко­вью, когда на про­тя­же­нии сто­ле­тий раз­ви­ва­лись неко­то­рые обы­чаи, — напри­мер, хри­сти­ан­ство, уко­ре­нив­ше­е­ся с IV—V вв.

В тече­ние сле­дую­щих меся­цев изу­че­ние сово­куп­но­сти дан­ных, полу­чен­ных в ходе рас­ко­пок, поз­во­лит луч­ше понять зна­че­ние этой церк­ви в ним­ской топо­гра­фии позд­ней антич­но­сти, про­ана­ли­зи­ро­вать погре­баль­ную архи­тек­ту­ру, обы­чаи и риту­а­лы и узнать что-то о людях, похо­ро­нен­ных на этом клад­би­ще.


Архео­ло­ги сни­ма­ют крыш­ки с двух свин­цо­вых сар­ко­фа­гов. Фото: Р. Бена­ли, Inrap.

Два свин­цо­вых сар­ко­фа­га, рас­ко­пан­ных к севе­ру от церк­ви. Фото: Р. Бена­ли, Inrap.

Архео­ло­ги сни­ма­ют крыш­ку со свин­цо­во­го сар­ко­фа­га. Фото: Р. Бена­ли, Inrap.

Свин­цо­вый сар­ко­фаг, рас­ко­пан­ный перед цер­ко­вью. Фото: Р. Бена­ли, Inrap.

Фраг­мент сте­лы кон­ца II—III вв. н. э., исполь­зо­ван­ной для стро­и­тель­ства гроб­ни­цы высо­ко­по­став­лен­но­го лица. В над­пи­си упо­мя­ну­та девоч­ка по име­ни Аль­би­на или Саби­на и её отец. Фото: Р. Бена­ли, Inrap.

Архео­ло­ги сни­ма­ют крыш­ки с двух свин­цо­вых сар­ко­фа­гов. Фото: Р. Бена­ли, Inrap.

Моги­ла высо­ко­по­став­лен­но­го лица и окру­жаю­щая мест­ность. Фото: Р. Бена­ли, Inrap.

Общий вид апсиды церк­ви и мно­же­ства погре­бе­ний внут­ри неё. Фото: Б. Тома, Inrap

Рас­коп­ки двух погре­бе­ний. Одно из них (спра­ва) накла­ды­ва­ет­ся на дру­гое. Эти погре­бе­ния пере­кры­ва­ют­ся с гроб­ни­цей, от кото­рой не сохра­ни­лось ниче­го, кро­ме осно­ва­ния камен­но­го соору­же­ния. Фото: Л. Воз­ни, Inrap

Несколь­ко погре­бе­ний в камен­ных гро­бах, в цен­тре буто­вый камень, покры­тый извест­ня­ко­вы­ми отло­же­ни­я­ми, кото­рый слу­жил для обо­зна­че­ния одной из могил. Фото: Л. Воз­ни, Inrap.

Несколь­ко погре­бе­ний в про­цес­се рас­ко­пок, пра­вое пред­став­ля­ет собой гроб из кера­ми­че­ской плит­ки. Фото: Б. Тома и Ж. Гри­мо, Inrap.

Несколь­ко погре­бе­ний в про­цес­се рас­ко­пок. Плит­ка, закры­ваю­щая моги­лу спра­ва, ещё не сня­та. Фото: Б. Тома и Ж. Гри­мо, Inrap.

Гроб­ни­ца, кото­рая, види­мо, была мону­мен­таль­ной. Её камен­ные сте­ны ошту­ка­ту­ре­ны изнут­ри. Фото: Л. Воз­ни, Inrap.

Гроб­ни­ца, сло­жен­ная из кера­ми­че­ской плит­ки, в кото­рой погре­бён взрос­лый чело­век. Закры­ваю­щие плит­ки пока на сво­ём месте. Фото: Ж. Гри­мо, Inrap.

Моги­ла с гро­бом из кера­ми­че­ской плит­ки, где погре­бён ребё­нок, в ногах кото­ро­го лежит кера­ми­че­ский баль­за­ма­рий. Фото: Л. Воз­ни, Inrap.

Погре­бе­ние малень­ко­го ребён­ка в амфо­ре. Фото: Ж. Гри­мо, Inrap.

Несколь­ко свин­цо­вых сар­ко­фа­гов. Фото: С. Дюшен, Inrap.

Несколь­ко свин­цо­вых сар­ко­фа­гов после сня­тия кры­шек. Фото: Б. Тома и Ж. Гри­мо, Inrap.

Малень­кий свин­цо­вый сар­ко­фаг с остан­ка­ми ребён­ка, в ногах кото­ро­го лежит кера­ми­че­ский баль­за­ма­рий. Фото: Ф. Леруа, Inrap.

Кера­ми­че­ские баль­за­ма­рии из погре­бе­ний это­го клад­би­ща. Фото: М. Рошетт, Inrap.

ВИДЕО:

© 2016 г. Inrap.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА