05.01.2017 г.
The History Blog
В Италии открывается мифический «Героон Энея»

Геро­он Энея в Лави­нии. Фото: Mac9.

В древ­нем латин­ском горо­де Лави­ний, кото­рый, соглас­но леген­де, был осно­ван Эне­ем, сыном Вене­ры, тро­ян­ским геро­ем и пред­ком Юлия Цеза­ря, сохра­ни­лись неко­то­рые из важ­ней­ших архео­ло­ги­че­ских остат­ков, пред­ше­ст­ву­ю­щих вос­хож­де­нию Рима. Архео­ло­ги­че­ский уча­сток, рас­по­ло­жен­ный менее чем в 20 милях от совре­мен­но­го горо­да Рим, впер­вые был рас­ко­пан в середине 1950-х гг. про­фес­со­ром Фер­ди­нан­до Каста­ньо­ли из Топо­гра­фи­че­ско­го инсти­ту­та уни­вер­си­те­та «Ла Сапи­ен­ца». Вме­сте со сво­им кол­ле­гой-архео­ло­гом Луко­сом Коц­цой он рас­ко­пал кур­ган диа­мет­ром 18 мет­ров, кото­рый изоби­ло­вал погре­баль­ным инвен­та­рём, дати­ру­е­мым VII в. до н. э.: было най­де­но более 60 арте­фак­тов, в том чис­ле колес­ни­ца, ору­жие, пред­ме­ты из дра­го­цен­ных метал­лов и вазы для погре­баль­ных пиров. В IV в. до н. э. кур­ган был пере­стро­ен: к нему была добав­ле­на квад­рат­ная ком­на­та с широ­кой две­рью из туфа. В ходе иссле­до­ва­ния обна­ру­жи­лось, что рим­ляне назы­ва­ли этот кур­ган геро­оном Энея (геро­он — это свя­ти­ли­ще героя, кото­рое счи­та­лось постро­ен­ным над его моги­лой или содер­жав­шим его остан­ки).

В ходе послед­них рас­ко­пок обна­ру­жил­ся куль­то­вый центр, кото­рый стал назы­вать­ся Свя­ти­ли­щем XIII алта­рей: здесь в ров­ный ряд выстро­и­лись три­на­дцать алта­рей из мяг­ко­го вул­ка­ни­че­ско­го туфа, пред­на­зна­чен­ные для рели­ги­оз­ных обрядов. Недав­но был рас­ко­пан четыр­на­дца­тый алтарь; все они, види­мо, были соору­же­ны меж­ду VI и IV вв. до н. э. Архео­ло­ги пола­га­ют, что в то вре­мя Лави­ний был глав­ным рели­ги­оз­ным цен­тром Лация, и каж­дый алтарь пред­став­ля­ет какой-то из круп­ных латин­ских горо­дов. В ходе рас­ко­пок обна­ру­жен так­же арха­и­че­ский храм Минер­вы и две обжи­го­вых печи, в кото­рых изготав­ли­ва­лись терра­ко­то­вые вотив­ные ста­туи.


Туфо­вые алта­ри из лави­ний­ско­го свя­ти­ли­ща. Фото: Archeoroma.

Архео­ло­ги­че­ские свиде­тель­ства пока­зы­ва­ют, что город дей­ст­ви­тель­но очень древ­ний: его исто­рию мож­но про­следить до XII в. до н. э., то есть до брон­зо­во­го века. Он рас­ши­рил­ся в VIII в. до н. э. и достиг наи­боль­ших раз­ме­ров в VI в. до н. э. В V в. начал­ся упа­док, воз­мож­но, обу­слов­лен­ный ущер­бом, кото­рый при­чи­ни­ло горо­ду зем­ле­тря­се­ние, и ко II в. он уже не являл­ся рели­ги­оз­ным цен­тром сво­ей обла­сти — его затмил его пред­по­ла­гае­мый наслед­ник, Рим.

Лави­ний пре­вра­щал­ся в сон­ный при­го­род Рима, а леген­да, свя­зы­вав­шая Лави­ний с Эне­ем и буду­щей сто­ли­цей импе­рии, лишь ста­но­ви­лась всё более зна­ме­ни­той. После вол­ну­ю­щих при­клю­че­ний на про­тя­же­нии несколь­ких лет Эней выса­дил­ся в Лации, где, как поведа­ли ему боги и его покой­ный отец Анхиз, ему пред­сто­я­ло осно­вать вели­чай­ший из горо­дов и вели­чай­ший из родов. Латин, царь наро­да лати­нов, при­нял Энея и пред­ло­жил ему руку сво­ей доче­ри Лави­нии. Тот при­нял пред­ло­же­ние, женил­ся на царевне и осно­вал новый город, назвав его в честь супру­ги. Его сын Аска­ний осно­вал город Аль­бу Лон­гу, и на про­тя­же­нии мно­гих поко­ле­ний им пра­вил спер­ва он сам, затем его потом­ки. Одна из них, Рея Силь­вия, роди­ла от боже­ства близ­не­цов Рому­ла и Рема. Далее после­до­ва­ла вся эта исто­рия с вол­чи­цей, бра­то­убий­ство, похи­ще­ние саби­ня­нок — и вот, здрав­ст­вуй, Рим!


Эней и Аска­ний выса­жи­ва­ют­ся в Лации, рельеф ок. 150 г. н. э. Фото: Бри­тан­ский музей.

Об осно­ва­нии древ­не­го Рима, исто­ки кото­ро­го вос­хо­ди­ли к тро­ян­ским геро­ям, поведа­ли нам исто­ри­ки, сочи­няв­шие через сот­ни лет после опи­сы­вае­мых собы­тий. Ран­ние гре­че­ские исто­ри­ки сотво­ри­ли оше­лом­ля­ю­щее соче­та­ние легенд об осно­ва­нии Рима: пер­вым из них был Гел­ла­ник Лес­бос­ский (V в. до н. э.), утвер­ждав­ший, что Эней осно­вал сам город Рим и назвал его в честь тро­ян­ки. Самый древ­ний сохра­нив­ший­ся источ­ник для исто­рии с Лави­ни­ем — это Квинт Фабий Пик­тор, сена­тор III в. до н. э. из пат­ри­ци­ан­ско­го рода Фаби­ев, счи­тав­ший­ся пер­вым рим­ским исто­ри­ком; но от его исто­рии Рима оста­лось лишь несколь­ко цитат и ссы­лок у позд­них авто­ров, в том чис­ле у Поли­бия, Ливия и Плу­тар­ха. В пер­вой кни­ге вели­ко­го сочи­не­ния Ливия, посвя­щён­но­го всей рим­ской исто­рии «от осно­ва­ния Горо­да» (Ab Urbe Condita) и напи­сан­но­го меж­ду 27 и 9 гг. до н. э., опи­са­но при­бы­тие Энея в Лаций, его женить­ба на Лави­нии и осно­ва­ние Лави­ния. Ко вре­ме­нам Ливия эта исто­рия уже уко­ре­ни­лась. Вер­ги­лий, совре­мен­ник Ливия, изло­жил её в «Эне­иде» и тем самым обес­пе­чил ей попу­ляр­ность на две тыся­чи лет впе­рёд.

Несмот­ря на живу­честь леген­ды, сам древ­ний город при­шёл в упа­док, когда рас­па­лась Запад­ная импе­рия. Око­ло 1200 г. на руи­нах древ­не­го акро­по­ля Лави­ния был постро­ен укреп­лён­ный сред­не­ве­ко­вый город Пра­ти­ка-дель-Маре. До XIV в. он при­над­ле­жал мона­хам-бенедик­тин­цам, а затем пере­хо­дил от одной знат­ной рим­ской семьи к дру­гой. Послед­ней из них ста­ла семья Бор­ге­зе, завла­дев­шая Пра­ти­кой-дель-Маре в 1617 г. Это место до сих пор нахо­дит­ся у них в част­ной соб­ст­вен­но­сти. Они обя­за­ны содер­жать сред­не­ве­ко­вый город, и любые рас­по­ря­же­ния отно­си­тель­но архео­ло­ги­че­ско­го участ­ка и при­род­но­го запо­вед­ни­ка вокруг него про­во­дят­ся через Бор­ге­зе.

Поэто­му полу­чить доступ к антич­ным руи­нам быва­ет непро­сто. Они откры­ва­ют­ся для пуб­ли­ки в очень ред­ких слу­ча­ях, а в осталь­ное вре­мя при­дёт­ся нема­ло побе­гать на зад­них лап­ках за сце­ной, чтобы дого­во­рить­ся о посе­ще­нии алта­рей геро­о­на. В 2005 г. открыл­ся Архео­ло­ги­че­ский музей Лави­ния, и тури­сты полу­чи­ли воз­мож­ность озна­ко­мить­ся с неко­то­ры­ми из архео­ло­ги­че­ских сокро­вищ Лави­ния. Фоку­сом экс­по­зи­ции слу­жит леген­да об Энее. Видео­ин­стал­ля­ции поз­во­ля­ют нам про­следить исто­рию его при­клю­че­ний в пути после паде­ния Трои, а так­же после­до­вать за вир­ту­аль­ным жре­цом в Свя­ти­ли­ще Алта­рей. В музее выстав­ле­ны терра­ко­то­вые ста­туи, изготов­лен­ные в обжи­го­вых печах, а так­же арха­и­че­ская ста­туя Минер­вы, най­ден­ная в её хра­ме, и туфо­вая дверь из геро­о­на Энея.


Терра­ко­то­вые вотив­ные ста­туи в Архео­ло­ги­че­ском музее Лави­ния.

Недав­но меж­ду ком­му­ной Поме­ция, Архео­ло­ги­че­ским управ­ле­ни­ем сто­лич­ной обла­сти Рима и семьёй Бор­ге­зе было заклю­че­но новое согла­ше­ние, пред­у­смат­ри­ваю­щее откры­тие архео­ло­ги­че­ской зоны Лави­ния для посе­ти­те­лей. Пер­вым днём посе­ще­ния ста­ло 7 янва­ря. Теперь любой чело­век, при­ехав из Рима или окрест­но­стей, име­ет пре­крас­ную воз­мож­ность увидеть древ­нюю латин­скую архео­ло­гию того пери­о­да, когда раз­ли­чие меж­ду Римом и его соседя­ми ещё не было раз­мы­то вслед­ст­вие обра­зо­ва­ния импе­рии и рас­ши­ре­ния горо­да. В Риме тако­го не най­дёшь. Там почти не оста­лось архео­ло­ги­че­ских сле­дов не толь­ко от тех леген­дар­ных дней, но даже от эпо­хи царей и Ран­ней рес­пуб­ли­ки.


Фото: ANSA

Фото: ANSA

Фото: ANSA

Фото: ANSA

Фото: ANSA

Фото: ANSA

© 2017 г. The History Blog.
© 2017 г. Доп. фото (5—10): ANSA.it
© 2018 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА