28.09.2016 г.
Archaeology in Bulgaria
Археологи открыли напольную мозаику из древнеримского города Августа Траяна в болгарской Стара-Загоре

Недав­но обна­ру­жен­ная древ­не­рим­ская наполь­ная моза­и­ка зани­ма­ет пло­щадь 60 квад­рат­ных мет­ров. Фото: ТВ-кадр InfoZ.

В ходе охран­ных архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок в горо­де Ста­ра-Заго­ра на юге Бол­га­рии най­де­на наполь­ная моза­и­ка из древ­не­рим­ско­го горо­да Авгу­ста Тра­я­на.

Мест­ный новост­ной сайт InfoZ сооб­ща­ет, что недав­но обна­ру­жен­ный древ­не­рим­ский моза­ич­ный пол дати­ру­ет­ся нача­лом IV в. н. э.

Её нашла архео­лог, доцент Мария Ками­ше­ва из Исто­ри­че­ско­го музея обла­сти Ста­ра-Заго­ра.

Авгу­ста Тра­я­на — архео­ло­ги­че­ский запо­вед­ник Верея — уже попал в сооб­ще­ния ново­стей вес­ной 2016 г., когда там нашли два огром­ных сар­ко­фа­га из семей­ной гроб­ни­цы.

Древ­не­рим­ский город Уль­пия Авгу­ста Тра­я­на, веро­ят­но, был осно­ван око­ло 107 г. н. э. рим­ским импе­ра­то­ром Тра­я­ном (пра­вил в 98—117 гг. н. э.) — и назван в его честь — на месте ранее суще­ст­во­вав­ше­го древ­нефра­кий­ско­го посе­ле­ния, име­но­вав­ше­го­ся Бероя. (Неко­то­рые из послед­них иссле­до­ва­ний пред­по­ла­га­ют, что его мог осно­вать пре­ем­ник Тра­я­на импе­ра­тор Адри­ан (пра­вил в 117—138 гг. н. э.)). Он быст­ро стал вто­рым по зна­че­нию горо­дом рим­ской про­вин­ции Фра­кия после Филип­по­по­ля (Три­мон­тий, совр. Плов­див).


Веду­щий архео­лог Мария Ками­ше­ва пока­зы­ва­ет недав­но обна­ру­жен­ную моза­и­ку в древ­не­рим­ском горо­да Авгу­ста Тра­я­на, в бол­гар­ской Ста­ра-Заго­ре. Фото: InfoZ.

Моза­и­ка исполь­зо­ва­лась для укра­ше­ния глав­но­го зала бога­то­го дома рим­ской эпо­хи. Фото: ТВ-кад­ры InfoZ.

Недав­но обна­ру­жен­ный рим­ский моза­ич­ный пол был най­ден в ходе охран­ных рас­ко­пок на ули­це Рус­ки в Ста­ра-Заго­ре.

Моза­и­ка общей пло­ща­дью 60 квад­рат­ных мет­ров состав­ле­на из цвет­ных тес­сер; она укра­ша­ла пол глав­но­го зала в бога­том доме мест­ных ари­сто­кра­тов рим­ско­го вре­ме­ни.

На моза­и­ке было изо­бра­же­но язы­че­ское боже­ство, одна­ко с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства в Позд­ней антич­но­сти изо­бра­же­ние было стёр­то. Пер­во­на­чаль­но изо­бра­жён­ное боже­ство пока не иден­ти­фи­ци­ро­ва­но.

Пре­крас­ные и срав­ни­тель­но хоро­шо сохра­нив­ши­е­ся древ­не­рим­ские наполь­ные моза­и­ки неред­ко обна­ру­жи­ва­ют­ся в Авгу­сте Тра­яне — архео­ло­ги­че­ском запо­вед­ни­ке Верея в бол­гар­ском горо­де Ста­ра-Заго­ра.

«Monitor daily» сооб­ща­ет, что, по сло­вам веду­ще­го архео­ло­га Ками­ше­вой, недав­но обна­ру­жен­ную моза­и­ку мож­но сопо­ста­вить с про­слав­лен­ной моза­и­кой «Про­цес­сия Дио­ни­са», извест­ной так­же как «Силен с вак­хан­ка­ми», на кото­рой изо­бра­жён Силен, настав­ник и спут­ник Дио­ни­са, воз­глав­ля­ю­щий двух тан­цу­ю­щих вак­ха­нок.

Моза­и­ку «Про­цес­сия Дио­ни­са» нашли Ками­ше­ва и её кол­ле­га-архео­лог Дими­тар Янков в 2011 г. Она была отре­ста­ври­ро­ва­на — 45588 дол­ла­ров на эти цели выде­лил Аме­ри­кан­ский иссле­до­ва­тель­ский центр в Софии и фонд «Аме­ри­ка для Бол­га­рии», непра­ви­тель­ст­вен­ные орга­ни­за­ции, рас­по­ло­жен­ные в Софии, — и выстав­ле­на в зале антич­но­сти в Исто­ри­че­ском музее обла­сти Ста­ра-Заго­ра.

По сло­вам веду­ще­го архео­ло­га, недав­но рас­ко­пан­ная моза­и­ка была созда­на при­мер­но в то же вре­мя, что и «Про­цес­сия Дио­ни­са». Обе они укра­ша­ли полы бога­тых домов внут­ри кре­пост­ных стен рим­ско­го горо­да Авгу­ста Тра­я­на.

Жилой дом, где най­де­на новая наполь­ная моза­и­ка, сто­ял на одной из глав­ных улиц Авгу­сты Тра­я­ны.

От мосто­вой этой ули­цы, про­хо­див­шей с восто­ка на запад, сохра­ни­лись боль­шие камен­ные пли­ты. Рядом с ними архео­ло­ги­че­ская экс­пе­ди­ция обна­ру­жи­ла антич­ное стек­ло и мно­же­ство брон­зо­вых монет, кото­рые ещё пред­сто­ит изу­чить. Веро­ят­но, рядом нахо­ди­лась так­же литей­ная мастер­ская, судя по най­ден­ным следам рас­плав­лен­но­го желе­за.

Теперь о даль­ней­шей судь­бе недав­но обна­ру­жен­ной древ­не­рим­ской моза­и­ки. Она, веро­ят­но, будет разо­бра­на, позд­нее вос­ста­нов­ле­на и выстав­ле­на, когда на это най­дут­ся сред­ства.


Архео­лог Мария Ками­ше­ва пока­зы­ва­ет цен­траль­ное изо­бра­же­ние моза­ич­но­го пола — язы­че­ское боже­ство, кото­рое было стёр­то после при­ня­тия хри­сти­ан­ства. Фото: Monitor daily.

Исто­рия вопро­са:


В архео­ло­ги­че­ском пар­ке «Авгу­ста Тра­я­на — Верея» в бол­гар­ской Ста­ра-Заго­ре мож­но увидеть руи­ны древ­не­рим­ско­го горо­да Уль­пия Авгу­ста Тра­я­на, осно­ван­но­го рим­ским импе­ра­то­ром Тра­я­ном (пра­вил в 98—117 гг.) — и назван­но­го в его честь — на месте ранее суще­ст­во­вав­ше­го древ­нефра­кий­ско­го посе­ле­ния под назва­ни­ем Бероя. (Неко­то­рые из послед­них иссле­до­ва­ний пред­по­ла­га­ют, что город мог осно­вать пре­ем­ник Тра­я­на импе­ра­тор Адри­ан (пра­вил в 117—138 гг. н. э.)).

Наи­выс­шей сту­пе­ни раз­ви­тия город достиг позд­нее, при импе­ра­то­ре Мар­ке Авре­лии (пра­вил в 161—180 гг.). Он быст­ро стал вто­рым по зна­че­нию горо­дом рим­ской про­вин­ции Фра­кия после Филип­по­по­ля (Три­мон­тий, совр. Плов­див).

Рим­ский город Авгу­ста Тра­я­на зани­мал терри­то­рию в 50 гек­та­ров (око­ло 125 акров). В эпо­ху Позд­ней антич­но­сти его посе­ти­ло несколь­ко рим­ских импе­ра­то­ров, в том чис­ле Сеп­ти­мий Север (пра­вил в 193—211 гг. н. э.), Кара­кал­ла (пра­вил в 211—217 гг. н. э.) и Дио­кле­ти­ан (пра­вил в 284—305 гг. н. э.), что свиде­тель­ст­ву­ет о его зна­чи­мо­сти.

Во II—III вв. Авгу­ста Тра­я­на чека­ни­ла соб­ст­вен­ные моне­ты (по состо­я­нию на 2016 г. най­де­но 874 экзем­пля­ра); извест­но, что она име­ла тор­го­вые свя­зи с отда­лён­ны­ми обла­стя­ми и горо­да­ми, таки­ми как Спар­та, Аквинк (совре­мен­ный Буда­пешт в Бол­га­рии) и про­вин­ция Сирия.

В середине IV в. Авгу­ста Тра­я­на ста­ла одним из глав­ных цен­тров хри­сти­ан­ства на Бал­ка­нах.

В эпо­ху Позд­ней антич­но­сти (IV—VI вв.) город Авгу­ста Тра­я­на сно­ва стал назы­вать­ся сво­им пер­во­на­чаль­ным фра­кий­ским име­нем Бероя. Зна­чи­тель­ная часть горо­да была раз­ру­ше­на вслед­ст­вие втор­же­ний вар­ва­ров — готов в IV в., гун­нов в V в. и позд­нее ава­ров, сла­вян и бол­гар. После втор­же­ний бол­гар и сла­вян в кон­це VII в., при­мер­но в то вре­мя, когда два этих наро­да обра­зо­ва­ли Пер­вое Бол­гар­ское цар­ство (680—1018 гг.), преж­няя жизнь в древ­нефра­кий­ском и рим­ском горо­де Бероя / Авгу­ста Тра­я­на фак­ти­че­ски пре­кра­ти­лась.

В прав­ле­ние хана Тер­ве­ла (700—718 гг.) этот город вошёл в состав Бол­га­рии и был назван Боруй. Город неиз­мен­но был ябло­ком раздо­ра в мно­го­чис­лен­ных вой­нах Бол­га­рии с Визан­ти­ей, и когда в кон­це X в. Визан­тия отво­е­ва­ла восточ­ные части Пер­во­го Бол­гар­ско­го цар­ства, он стал назы­вать­ся Вере­ей. В пер­вые годы Вто­ро­го цар­ства (1185—1396 гг.) Бол­га­рия вновь воз­вра­ти­ла его себе.

В допол­не­ние к нео­ли­ти­че­ско­му, древ­не­рим­ско­му, визан­тий­ско­му и сред­не­ве­ко­во­му бол­гар­ско­му наследию, терри­то­рия горо­да испещ­ре­на древ­нефра­кий­ски­ми архео­ло­ги­че­ски­ми участ­ка­ми, в том чис­ле здесь извест­но более трид­ца­ти хра­мов Фра­кий­ско­го Всад­ни­ка — вер­хов­но­го бога фра­кий­ской мифо­ло­гии.


* * *

В состав Исто­ри­че­ско­го музея обла­сти Ста­ра-Заго­ра вхо­дит Музей нео­ли­ти­че­ских жилищ Ста­ра-Заго­ры. Его экс­по­на­ты опи­сы­ва­ют­ся как «наи­бо­лее хоро­шо сохра­нив­ши­е­ся дома эпо­хи ран­не­го нео­ли­та в Евро­пе». Они были обна­ру­же­ны в нео­ли­ти­че­ском посе­ле­нии в запад­ной части горо­да, дати­ру­ют­ся седь­мым — шестым тыся­че­ле­ти­ем до н. э. и впер­вые были рас­ко­па­ны в 1969 г. в ходе охран­ных рас­ко­пок. В музее нахо­дят­ся не толь­ко наи­бо­лее хоро­шо сохра­нив­ши­е­ся на сво­ём месте дома эпо­хи ран­не­го нео­ли­та в Евро­пе, но и выстав­ка доис­то­ри­че­ско­го искус­ства.

© 2016 г. Archaeology in Bulgaria.
© 2017 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА