03.05.2017 г.
The History Blog
Начинается реставрация Мавзолея Августа

Начи­на­ет­ся рестав­ра­ция Мав­зо­лея Авгу­ста. Фото: Этто­ре Ферра­ри / ANSA.

Помни­те мою ста­тью об исто­рии Мав­зо­лея Авгу­ста, о том, как он дошёл до нынеш­не­го забро­шен­но­го состо­я­ния и как мэр Рима пла­ни­ро­вал начать рестав­ра­цию до кон­ца года, чтобы она сов­па­ла с 2000-лет­ней годов­щи­ной смер­ти Авгу­ста? Это было в 2014 г. В 2014-м рестав­ра­ция так и не нача­лась. И в 2015-м. И в 2016-м. Но теперь для Мав­зо­лея нако­нец насту­пил рас­свет. Преж­ний мэр Игна­цио Мари­но ушёл в отстав­ку, а новый мэр, Вир­джи­ния Раджи, во втор­ник офи­ци­аль­но откры­ла про­ект рестав­ра­ции Мав­зо­лея на сум­му 10 млн евро (10,9 млн дол­ла­ров).

Шесть мил­ли­о­нов из этой сум­мы было полу­че­но от част­но­го спон­со­ра — это не таин­ст­вен­ный сау­дов­ский принц, кото­ро­го преж­ний мэр назы­вал как воз­мож­ный источ­ник финан­си­ро­ва­ния, но италь­ян­ский теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ный бренд TIM. Осталь­ные день­ги внёс город Рим и Мини­стер­ство куль­ту­ры Ита­лии.

«Обнов­ле­ние, кото­рое закон­чит­ся гран­ди­оз­ным откры­ти­ем в апре­ле 2019 г., будет вклю­чать 3D-эффек­ты и рестав­ра­цию 13 тыс. квад­рат­ных мет­ров памят­ни­ка, кото­рый даже боль­ше зна­ме­ни­то­го зам­ка Сант-Андже­ло, постро­ен­но­го над гроб­ни­цей импе­ра­то­ра Адри­а­на, пра­вив­ше­го позд­нее».

Про­ект пред­став­ля­ет собой «модель сотруд­ни­че­ства государ­ства и обще­ства, кото­рая, как мы наде­ем­ся, станет образ­цо­вой», — ска­за­ла Раджи.


Рекон­струк­ция Мав­зо­лея Авгу­ста в эпо­ху рас­цве­та.

Сего­дня кажет­ся, что Мав­зо­лей мень­ше зам­ка Сант-Андже­ло, но когда Август постро­ил его, вер­нув­шись в Рим в 31 г. до н. э. после реши­тель­ной победы над Мар­ком Анто­ни­ем в бит­ве при Акции, с его вели­чи­ем не мог­ло срав­нить­ся ничто. Это было сво­его рода состя­за­ние, так как на Мар­со­вом поле (Campus Martius), — где про­во­дил­ся смотр войск, а три­бы соби­ра­лись для голо­со­ва­ния сра­зу за поме­ри­ем, свя­щен­ной гра­ни­цей горо­да, — раз­ме­ща­лось мно­го новых хра­мов, обще­ст­вен­ных зда­ний, про­из­веде­ний искус­ства и гроб­ниц бога­тых и знат­ных людей. Август, став­ший теперь еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем Рима, заду­мал постро­ить Мав­зо­лей, в кото­ром будет хра­нить­ся его прах и остан­ки чле­нов его семьи. Мав­зо­лей был сло­жен из кир­пи­ча, обли­цо­ван мра­мо­ром, внут­ри были свод­ча­тые потол­ки и осо­бые коридо­ры для каж­до­го чле­на семьи. По обе­им сто­ро­нам от вхо­да сто­я­ли два обе­лис­ка из розо­во­го гра­ни­та, кото­рые Август вывез из Егип­та в каче­стве добы­чи, а на кры­ше был устро­ен кур­ган, зем­ля­ная насыпь, где рос­ли кипа­ри­сы. Когда в 28 г. до н. э. стро­и­тель­ство было закон­че­но, диа­метр Мав­зо­лея состав­лял 90 м, а его высота оце­ни­ва­ет­ся в 42 м.


Над­гроб­ные кам­ни Агрип­пи­ны, Неро­на Клав­дия Дру­за Гер­ма­ни­ка (пасын­ка Авгу­ста) и импе­ра­то­ра Тибе­рия в Мав­зо­лее Авгу­ста. Фото: Этто­ре Ферра­ри / ANSA.

Все пред­ста­ви­те­ли рода Юли­ев-Клав­ди­ев — кро­ме опо­зо­рен­ной доче­ри Авгу­ста Юлии, её соб­ст­вен­ной опо­зо­рен­ной доче­ри Юлии и импе­ра­то­ра Неро­на, похо­ро­нен­но­го в гроб­ни­це семьи сво­его отца, — упо­ко­и­лись в Мав­зо­лее, и он оста­вал­ся одним из самых почи­тае­мых мест в Риме до V в., когда его огра­би­ли вест­готы. По сто­пам вест­готов, как все­гда в позд­не­ан­тич­ном и сред­не­ве­ко­вом Риме пошли зна­ко­мые всё лица — папы и веч­но гры­зу­щи­е­ся рим­ские ноби­ли, — кото­рые сня­ли с мону­мен­та весь мра­мор и пре­вра­ти­ли его в кре­пость. То же самое про­изо­шло и с зам­ком Сант-Андже­ло, кото­рый преж­де был мав­зо­ле­ем импе­ра­то­ра Адри­а­на, но замок Сант-Андже­ло про­дол­жал исполь­зо­вать­ся как пап­ская кре­пость и тюрь­ма на про­тя­же­нии сто­ле­тий, а укреп­ле­ния гроб­ни­цы Авгу­ста были раз­ру­ше­ны в ходе сва­ры меж­ду знат­ны­ми семья­ми все­го через несколь­ко деся­ти­ле­тий.


Над­гроб­ный камень Мар­цел­ла, пле­мян­ни­ка Авгу­ста. Фото: Этто­ре Ферра­ри / ANSA.

После сно­са кре­по­сти Мав­зо­лей остал­ся в руи­нах. Его новая жизнь нача­лась в эпо­ху Воз­рож­де­ния, когда он стал садом скульп­тур, амфи­те­ат­ром, где про­во­ди­лись интер­медии, а в нача­ле XX в. — теат­ром Ново­го искус­ства. Затем к вла­сти при­шёл Бени­то Мус­со­ли­ни. В 1936 г. он решил вер­нуть Мав­зо­лей к истин­но рим­ским исто­кам и снёс позд­ние над­строй­ки и при­строй­ки, оста­вив лишь антич­ные кир­пич­ные сте­ны. На вер­шине стен он поса­дил кипа­ри­сы, оши­боч­но пола­гая, что архи­тек­то­ры Авгу­ста были столь же неве­же­ст­вен­ны, как и он сам, хотя вся­кий, кто видел, как силь­но дере­вья и вино­град­ные лозы могут повредить зда­ние, счёл бы эту идею неве­ро­ят­но глу­пой.


Внут­рен­нее поме­ще­ние Мав­зо­лея Авгу­ста с над­гроб­ным кам­нем его вну­ка Гая Цеза­ря. Фото: Этто­ре Ферра­ри / ANSA.

После этой ужас­ной «рестав­ра­ции» Мав­зо­лей так и не был вос­ста­нов­лен. В 1970-х гг. он был закрыт для посе­ще­ний, так как стал непроч­ным и опас­ным. На про­тя­же­нии деся­ти­ле­тий он был рас­па­даю­щей­ся тенью само­го себя, почти неиз­вест­ны­ми и неузна­вае­мы­ми руи­на­ми посреди боль­шой пло­ща­ди фашист­ской эпо­хи, при­бе­жи­щем без­дом­ных и нар­ко­ма­нов, помой­кой для про­хо­жих.


Совре­мен­ное состо­я­ние Мав­зо­лея Авгу­ста, вид сза­ди. Фото: Этто­ре Ферра­ри / ANSA.

Мож­но наде­ять­ся, что про­ект рестав­ра­ции обра­тит вспять эту отвра­ти­тель­ную исто­рию пре­не­бре­же­ния и неком­пе­тент­но­сти. На этот пери­од гроб­ни­ца будет закры­та для пуб­ли­ки, до вели­ко­леп­но­го откры­тия в 2019 г., хотя мож­но будет орга­ни­зо­вать «спе­ци­аль­ные» посе­ще­ния для неболь­ших групп (VIP, я пола­гаю).

© 2017 г. The History Blog.
© 2017 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА