The History Blog |
Катакомбы св. Домициллы, самая древняя сеть раннехристианских погребений, занимает 12 км, имеет четыре уровня, спускается вниз на 60 м и содержит
Ввиду своих больших размеров, сложности и чрезвычайно высокой влажности (внизу влажность постоянно составляет 90—
Три года спустя лазеры снова поспешили на помощь, хотя на сей раз они использовались для очистки почерневших фресок на потолках и стенах нереставрированных камер от грязи и налёта. На этой неделе Ватикан открыл для прессы первые реставрированные лазером помещения в катакомбах св. Домициллы.
Госпожа Маццеи сообщила, что развитие лазерных технологий позволило очистить фрески, не рискуя их повредить, что могло бы случиться, если бы загрязнения удаляли вручную.
Частоту двухмиллиметровых лазерных лучей можно настроить так, чтобы они удаляли определённые цвета — в данном случае чёрный твёрдый осадок. «Снимая загрязнения, мы продвигались по миллиметру», — сказала госпожа Маццеи.
Полностью реставрированы две зоны. Первая из них — это камера III в., украшенная фресками с множеством языческих мотивов. Здесь много купидонов, особенно в маленьких могилах, где, вероятно, покоились дети. В этой зоне оставили шрамы средневековые грабители. Они среза́ли со стен фрески и продавали их, наживаясь на этом, либо оставляли себе как трофеи.
Вторая реставрированная зона — это кубикул пекарей («dei fornai»). Наряду со сценами в пекарне стены украшают Иисус Христос и апостолы. Эти фрески не только прославляют профессию и заказчиков, но и имеют огромное символическое значение, так как хлеб занимает важное место в христианской иконографии (хлеба́ и рыбы, Тайная Вечеря и т. д.).
На фресках в этом кубикуле сразу бросается в глаза имя, написанное заглавными буквами чёрным древесным углем: BOSIO. Это было сделано не в античности. Это имя человека, который вновь обнаружил катакомбы через тысячу лет после того, как они перестали использоваться и были забыты.
Антонио Бозио был незаконным сыном Джованни Оттоне Бозио, мальтийского рыцаря, который участвовал в Великой осаде Мальты, когда Османская империя тщетно пыталась захватить остров в 1565 г., и подробно её описал. Когда Джованни Оттоне не был занят обороной от превосходящих сил противника в многомесячном противостоянии, он крутил интрижки со служанками, а также убил другого рыцаря своего же ордена из враждебной политической группировки на площади Святого Петра. За убийство он потом был амнистирован, а от служанки у него родился сын.
Антонио появился на свет в 1575 г. и был воспитан своим дядей Джакомо в Риме. Джакомо усыновил мальчика и позаботился дать ему хорошее гуманитарное образование. Это был важнейший период в истории древнехристианской археологии. В 1578 г. были открыты катакомбы Джордани, и в то время, когда было известно лишь несколько раннехристианских подземных погребальных галерей, это стало крупной находкой. Катакомбы Джордани, огромный лабиринт, изобиловавший фресками и надписями на греческом и латинском языке, был обширнее и сложнее любой из этих галерей.
Антонио впервые узнал об огромных городах мёртвых, скрытых под ногами, ещё ребёнком, от своих учителей и друзей своего дяди. Уже тогда он начал бредить этими местами, и со временем его одержимость лишь возросла. Антонио Бозио оставил своё имя на стене катакомб 10 декабря 1593 г., когда ему было всего 17 лет. Тогда он считал этот лабиринт частью обширного комплекса катакомб св. Каллиста. Он был признан катакомбами Домициллы лишь в XIX в., благодаря усилиям археолога Джованни Баттиста де Росси.
Во время этого набега на владения Домициллы Бозио впервые ощутил в катакомбах дыхание смерти. Юный Антонио, антиквар Помпео Угонио и небольшая группа безрассудно храбрых исследователей зашла по туннелям слишком глубоко и не могла найти дорогу обратно. Затем у них закончились факелы, так как они провели внизу больше времени, чем рассчитывали. Позднее Бозио рассказывал об этом так: «Я начал бояться, что оскверню гробницы мучеников своим грешным телом».
В конце концов они выбрались живыми, и следующие 36 лет Антонио провёл, исследуя катакомбы и всю связанную с ними литературу, какую мог найти, в том числе все жития святых, историю церкви, сочинения отцов церкви на греческом и латинском языках. Всякий раз, встречая в античном источнике упоминания о возможном местоположении катакомб, он снова и снова исследовал эту территорию в поисках входа. Услышав о случайной археологической находке при строительстве основания или фундамента, он бросал все дела и обследовал её, пробираясь через шаткие и рухнувшие конструкции и подвергая себя огромному риску.
Даже если потолок на него не обваливался, исследование катакомб всё равно было смертельно опасным делом, так как лабиринты коридоров, камер и ниш настолько сложны, что потеряться в них куда проще, чем найти выход. Его надписи имели практическую цель — отметить дорогу на тот случай, если он её потеряет. Возможно, гигантский автограф в кубикуле Пекарей спас ему жизнь.
Бозио стал подлинным первооткрывателем в этой области исследований; поэтому, хотя его методы и не имели ничего общего с известной нам археологией и он имел дурную привычку писать своё имя прямо на античных фресках, он вполне заслужил прозвище, под которым известен и сегодня: Христофор Колумб подземного Нового Света, всё по-честному.
Сегодня катакомбы Домициллы дополнены новым, маленьким, но хорошо оборудованным музеем в катакомбах. В нём представлены такие артефакты, как фрагменты саркофагов, бюсты и надписи, найденные в ходе раскопок и реставрации; экспозиция подчёркивает, как много общего в искусстве раннего христианства и римского политеизма. Пока музей не готов принять посетителей. Открытие предполагается в конце июня. Недавно реставрированные зоны катакомб будут закрыты для публики ещё несколько месяцев.