31.05.2017 г.
The History Blog
Восстановлены фрески в катакомбах Домициллы

Ниши, где были скры­ты тела ран­них хри­сти­ан в ката­ком­бах Доми­цил­лы. Фото: AFP.

Ката­ком­бы св. Доми­цил­лы, самая древ­няя сеть ран­не­хри­сти­ан­ских погре­бе­ний, зани­ма­ет 12 км, име­ет четы­ре уров­ня, спус­ка­ет­ся вниз на 60 м и содер­жит 26250 отдель­ных могил. Фла­вия Доми­цил­ла была пле­мян­ни­цей импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на, кото­рую Доми­ци­ан, её двою­род­ный брат, изгнал за рели­ги­оз­ное нече­стие (древ­не­рим­ские источ­ни­ки сооб­ща­ют, что её обви­ни­ли в без­бо­жии, в Тал­муде гово­рит­ся, что она при­ня­ла иуда­изм, а Евсе­вий и Иеро­ним утвер­жда­ют, что она была каз­не­на как хри­сти­ан­ка). Она не была похо­ро­не­на в ката­ком­бах, назван­ных в её честь, но вла­де­ла ими — это было заго­род­ное поме­стье, — и раз­ре­ши­ла исполь­зо­вать их как клад­би­ще для хри­сти­ан, спер­ва чле­нов её домо­хо­зяй­ства, а потом и любых дру­гих. Погре­бе­ния в ката­ком­бах дати­ру­ют­ся II—V вв. н. э.

Ввиду сво­их боль­ших раз­ме­ров, слож­но­сти и чрез­вы­чай­но высо­кой влаж­но­сти (вни­зу влаж­ность посто­ян­но состав­ля­ет 90—100 %) ката­ком­бы Доми­цил­лы дол­гое вре­мя пред­став­ля­ли слож­ность для кон­сер­ва­ции. В такой среде тра­ди­ци­он­ные мето­ды рестав­ра­ции неэф­фек­тив­ны, зато мох, водо­рос­ли, пле­сень, копоть, грязь и извест­ня­ко­вые отло­же­ния про­цве­та­ют, так что они пол­но­стью скры­ли собой фрес­ки. В 2009 г. в дело пошли лазе­ры, и вся эта кро­ли­чья нора впер­вые была под­верг­ну­та трёх­мер­но­му ска­ни­ро­ва­нию и кар­ти­ро­ва­на до мель­чай­ших дета­лей.


Жур­на­ли­сты обхо­дят реста­ври­ро­ван­ные каме­ры ката­комб Доми­цил­лы. Фото: AFP.

Три года спу­стя лазе­ры сно­ва поспе­ши­ли на помощь, хотя на сей раз они исполь­зо­ва­лись для очист­ки почер­нев­ших фре­сок на потол­ках и сте­нах нере­ста­ври­ро­ван­ных камер от гря­зи и налё­та. На этой неде­ле Вати­кан открыл для прес­сы пер­вые реста­ври­ро­ван­ные лазе­ром поме­ще­ния в ката­ком­бах св. Доми­цил­лы.

«Из-за сыро­сти сте­ны и потол­ки были покры­ты водо­рос­ля­ми, копо­тью и извест­ня­ко­вы­ми отло­же­ни­я­ми, — ска­за­ла Бар­ба­ра Мац­цеи, руко­во­ди­тель рабо­чей груп­пы. — Мы зна­ли, что под ними есть фрес­ки, и лазе­ры откры­ли их нам».

Гос­по­жа Мац­цеи сооб­щи­ла, что раз­ви­тие лазер­ных тех­но­ло­гий поз­во­ли­ло очи­стить фрес­ки, не рискуя их повредить, что мог­ло бы слу­чить­ся, если бы загряз­не­ния уда­ля­ли вруч­ную.

Частоту двух­мил­ли­мет­ро­вых лазер­ных лучей мож­но настро­ить так, чтобы они уда­ля­ли опре­де­лён­ные цве­та — в дан­ном слу­чае чёр­ный твёр­дый оса­док. «Сни­мая загряз­не­ния, мы про­дви­га­лись по мил­ли­мет­ру», — ска­за­ла гос­по­жа Мац­цеи.


Пото­лоч­ные фрес­ки, вос­ста­нов­лен­ные с помо­щью лазе­ров. Фото: AFP.

В двух гроб­ни­цах рестав­ра­то­ры обна­ру­жи­ли биб­лей­ские обра­зы, в том чис­ле Иису­са, кото­рый кор­мит 5000 чело­век хле­ба­ми и рыба­ми, а так­же изо­бра­же­ние пека­ря с мерой зер­на и цикл фре­сок, на кото­рых кораб­ли с зер­ном при­бы­ва­ют в Рим из Егип­та и хлеб про­да­ёт­ся в горо­де. «Погре­бён­ные были бога­ты­ми пека­ря­ми и поль­зо­ва­лись в Риме боль­шим ува­же­ни­ем, ибо импе­ра­тор гаран­ти­ро­вал наро­ду хлеб, как и зре­ли­ща», — ска­за­ла гос­по­жа Мац­цеи.

Пол­но­стью реста­ври­ро­ва­ны две зоны. Пер­вая из них — это каме­ра III в., укра­шен­ная фрес­ка­ми с мно­же­ст­вом язы­че­ских моти­вов. Здесь мно­го купидо­нов, осо­бен­но в малень­ких моги­лах, где, веро­ят­но, поко­и­лись дети. В этой зоне оста­ви­ли шра­мы сред­не­ве­ко­вые гра­би­те­ли. Они среза́ли со стен фрес­ки и про­да­ва­ли их, нажи­ва­ясь на этом, либо остав­ля­ли себе как тро­феи.

Вто­рая реста­ври­ро­ван­ная зона — это куби­кул пека­рей («dei fornai»). Наряду со сце­на­ми в пекарне сте­ны укра­ша­ют Иисус Хри­стос и апо­сто­лы. Эти фрес­ки не толь­ко про­слав­ля­ют про­фес­сию и заказ­чи­ков, но и име­ют огром­ное сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, так как хлеб зани­ма­ет важ­ное место в хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии (хлеба́ и рыбы, Тай­ная Вече­ря и т. д.).

На фрес­ках в этом куби­ку­ле сра­зу бро­са­ет­ся в гла­за имя, напи­сан­ное заглав­ны­ми бук­ва­ми чёр­ным дре­вес­ным углем: BOSIO. Это было сде­ла­но не в антич­но­сти. Это имя чело­ве­ка, кото­рый вновь обна­ру­жил ката­ком­бы через тыся­чу лет после того, как они пере­ста­ли исполь­зо­вать­ся и были забы­ты.


Деталь фрес­ки в куби­ку­ле Пека­рей, в Новое вре­мя покры­тая граф­фи­ти. Фото: AFP.

Анто­нио Бозио был неза­кон­ным сыном Джо­ван­ни Оттоне Бозио, маль­тий­ско­го рыца­ря, кото­рый участ­во­вал в Вели­кой оса­де Маль­ты, когда Осман­ская импе­рия тщет­но пыта­лась захва­тить ост­ров в 1565 г., и подроб­но её опи­сал. Когда Джо­ван­ни Оттоне не был занят обо­ро­ной от пре­вос­хо­дя­щих сил про­тив­ни­ка в мно­го­ме­сяч­ном про­ти­во­сто­я­нии, он кру­тил интриж­ки со слу­жан­ка­ми, а так­же убил дру­го­го рыца­ря сво­его же орде­на из враж­деб­ной поли­ти­че­ской груп­пи­ров­ки на пло­ща­ди Свя­то­го Пет­ра. За убий­ство он потом был амни­сти­ро­ван, а от слу­жан­ки у него родил­ся сын.

Анто­нио появил­ся на свет в 1575 г. и был вос­пи­тан сво­им дядей Джа­ко­мо в Риме. Джа­ко­мо усы­но­вил маль­чи­ка и поза­бо­тил­ся дать ему хоро­шее гума­ни­тар­ное обра­зо­ва­ние. Это был важ­ней­ший пери­од в исто­рии древ­не­хри­сти­ан­ской архео­ло­гии. В 1578 г. были откры­ты ката­ком­бы Джор­да­ни, и в то вре­мя, когда было извест­но лишь несколь­ко ран­не­хри­сти­ан­ских под­зем­ных погре­баль­ных гале­рей, это ста­ло круп­ной наход­кой. Ката­ком­бы Джор­да­ни, огром­ный лаби­ринт, изоби­ло­вав­ший фрес­ка­ми и над­пи­ся­ми на гре­че­ском и латин­ском язы­ке, был обшир­нее и слож­нее любой из этих гале­рей.

Анто­нио впер­вые узнал об огром­ных горо­дах мёрт­вых, скры­тых под нога­ми, ещё ребён­ком, от сво­их учи­те­лей и дру­зей сво­его дяди. Уже тогда он начал бредить эти­ми места­ми, и со вре­ме­нем его одер­жи­мость лишь воз­рос­ла. Анто­нио Бозио оста­вил своё имя на стене ката­комб 10 декаб­ря 1593 г., когда ему было все­го 17 лет. Тогда он счи­тал этот лаби­ринт частью обшир­но­го ком­плек­са ката­комб св. Кал­ли­ста. Он был при­знан ката­ком­ба­ми Доми­цил­лы лишь в XIX в., бла­го­да­ря уси­ли­ям архео­ло­га Джо­ван­ни Бат­ти­ста де Рос­си.


Монах смот­рит на вос­ста­нов­лен­ную фрес­ку. Фото: AFP.

Во вре­мя это­го набе­га на вла­де­ния Доми­цил­лы Бозио впер­вые ощу­тил в ката­ком­бах дыха­ние смер­ти. Юный Анто­нио, анти­квар Пом­пео Уго­нио и неболь­шая груп­па без­рас­суд­но храб­рых иссле­до­ва­те­лей зашла по тун­не­лям слиш­ком глу­бо­ко и не мог­ла най­ти доро­гу обрат­но. Затем у них закон­чи­лись факе­лы, так как они про­ве­ли вни­зу боль­ше вре­ме­ни, чем рас­счи­ты­ва­ли. Позд­нее Бозио рас­ска­зы­вал об этом так: «Я начал боять­ся, что осквер­ню гроб­ни­цы муче­ни­ков сво­им греш­ным телом».

В кон­це кон­цов они выбра­лись живы­ми, и сле­дую­щие 36 лет Анто­нио про­вёл, иссле­дуя ката­ком­бы и всю свя­зан­ную с ними лите­ра­ту­ру, какую мог най­ти, в том чис­ле все жития свя­тых, исто­рию церк­ви, сочи­не­ния отцов церк­ви на гре­че­ском и латин­ском язы­ках. Вся­кий раз, встре­чая в антич­ном источ­ни­ке упо­ми­на­ния о воз­мож­ном место­по­ло­же­нии ката­комб, он сно­ва и сно­ва иссле­до­вал эту терри­то­рию в поис­ках вхо­да. Услы­шав о слу­чай­ной архео­ло­ги­че­ской наход­ке при стро­и­тель­стве осно­ва­ния или фун­да­мен­та, он бро­сал все дела и обсле­до­вал её, про­би­ра­ясь через шат­кие и рух­нув­шие кон­струк­ции и под­вер­гая себя огром­но­му рис­ку.

Даже если пото­лок на него не обва­ли­вал­ся, иссле­до­ва­ние ката­комб всё рав­но было смер­тель­но опас­ным делом, так как лаби­рин­ты коридо­ров, камер и ниш настоль­ко слож­ны, что поте­рять­ся в них куда про­ще, чем най­ти выход. Его над­пи­си име­ли прак­ти­че­скую цель — отме­тить доро­гу на тот слу­чай, если он её поте­ря­ет. Воз­мож­но, гигант­ский авто­граф в куби­ку­ле Пека­рей спас ему жизнь.


Деталь фрес­ки Пека­рей с име­нем Бозио. Пап­ская комис­сия по свя­щен­ной архео­ло­гии.

Бозио стал под­лин­ным пер­воот­кры­ва­те­лем в этой обла­сти иссле­до­ва­ний; поэто­му, хотя его мето­ды и не име­ли ниче­го обще­го с извест­ной нам архео­ло­ги­ей и он имел дур­ную при­выч­ку писать своё имя пря­мо на антич­ных фрес­ках, он вполне заслу­жил про­зви­ще, под кото­рым изве­стен и сего­дня: Хри­сто­фор Колумб под­зем­но­го Ново­го Све­та, всё по-чест­но­му.

Сего­дня ката­ком­бы Доми­цил­лы допол­не­ны новым, малень­ким, но хоро­шо обо­рудо­ван­ным музе­ем в ката­ком­бах. В нём пред­став­ле­ны такие арте­фак­ты, как фраг­мен­ты сар­ко­фа­гов, бюсты и над­пи­си, най­ден­ные в ходе рас­ко­пок и рестав­ра­ции; экс­по­зи­ция под­чёр­ки­ва­ет, как мно­го обще­го в искус­стве ран­не­го хри­сти­ан­ства и рим­ско­го поли­те­из­ма. Пока музей не готов при­нять посе­ти­те­лей. Откры­тие пред­по­ла­га­ет­ся в кон­це июня. Недав­но реста­ври­ро­ван­ные зоны ката­комб будут закры­ты для пуб­ли­ки ещё несколь­ко меся­цев.


Вос­ста­нов­лен­ная фрес­ка из ката­комб св. Доми­цил­лы. Пап­ская комис­сия по свя­щен­ной архео­ло­гии.

© 2017 г. The History Blog.
© 2018 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА