The History Blog |
Археологи, работающие возле Стабийских ворот в Помпеях, раскопали монументальную гробницу с самой длинной надгробной надписью из обнаруженных в этом античном городе. Гробница была открыта случайно, в ходе поддерживающих и реставрационных работ на территории Сан-Паолино в рамках проекта «Великие Помпеи», финансируемого Евросоюзом. Группа специалистов, занятых реставрацией дворца XIX в., которому предстоит стать библиотекой и административным зданием Археологического управления, наткнулась на мраморный фрагмент, когда проводила замеры глубины фундамента. В помпейских надгробных памятниках очень редко использовался мрамор, поэтому археологи сразу же поняли, что это может быть что-то необычное. Поскольку новые раскопки не отвечали условиям финансирования, предусмотренным Евросоюзом, им пришлось умыкнуть 200 тыс. евро из обычного бюджета, чтобы раскопать место находки в надежде обнаружить что-то важное. Они об этом не пожалели.
Верхняя часть гробницы утрачена — вероятно, разрушена при строительстве дворца в XIX в., — но сохранилось большое и внушительное мраморное сооружение, уникальное среди помпейских памятников. Длина надписи, вырезанной на мраморном фасаде, превышает 4 м; она состоит из семи строк и содержит прославление жизни и свершений покойного. Сообщается, что он был велик уже в отрочестве, когда провёл великолепный пир в честь принятия мужской тоги (toga virilis), когда ему было 15—
Щедрость постоянно упоминается в «Деяниях» (res gestae) этого выдающегося гражданина. В надписи сообщается также о его свадьбе и необычайно роскошном пире, о его политических и религиозных должностях, о множестве устроенных им гладиаторских игр и звериных травлей (venationes), о щедрых раздачах серебряных монет народу и о его поддержке магистратов и гильдий. Он был одним из дуовиров квинквенналов, то есть одним из руководителей городской администрации, избираемых раз в пять лет и наделённых особым правом проводить перепись, и народ провозгласил его патроном города, хотя в последней строке он скромно отклоняет эту великую честь, ибо недостоин её.
Массимо Озанна, генеральный директор Археологической зоны Помпей, называет эту надпись самой важной находкой за последние несколько десятилетий и одной из самых важных за всю историю раскопок в Помпеях. Он почти уверен, что знает, кто был похоронен в этой гробнице. Биографические детали надписи, великолепие памятника и его местоположение рядом с гробницами семьи Аллеев дают веские основания предполагать, что он стал местом упокоения Гнея Аллея Нигидия Мая, дуовира квинквеннала 55—
В одном из эдиктов, написанных краской на фасаде дома Авла Требия Валента на виа делль Аббонданца, прославляется один из последних даров Мая народу: «Двадцать пар гладиаторов и подменных бойцов, принадлежащих квинквенналу Гнею Аллею Нигидию Маю, будут сражаться в Помпеях. Общественные деньги израсходованы не будут». Другой эдикт с виа делль Аббонданца свидетельствует, что вечеринку можно было закатить по любому поводу; в нём сообщается: «В честь посвящения картин Гнея Аллея Нигидия Мая 13 июня будет проведено шествие, звериная травля, состязания атлетов и устроен навес (velarium)». Май умер за год до катастрофического извержения Везувия, похоронившего Помпеи в 79 г. н. э.
Очень во многом он был новым человеком, символом общества, в котором под властью императоров I в. н. э. всё больше возрастала мобильность. Его отец был вольноотпущенником, нажил состояние и без колебаний тратил его на чрезмерно роскошные празднования, чтобы помочь сыну в начале его политической карьеры, которая во многом основывалась на устройстве самых крупных и самых лучших игр в городе. Скромное происхождение не стало помехой для возвышения Мая. Он был личным другом императора Нерона и, возможно, даже участвовал в событиях, взорвавших Помпеи незадолго до того, как настоящий взрыв вулкана уничтожил город.
В 59 г. н. э. в амфитеатре произошла массовая и жестокая драка между местными помпейцами и жителями соседней Нуцерии, которая соперничала с Помпеями со времён их взятия Суллой в 80 г. до н. э. Старая вражда возобновилась за два года до драки в амфитеатре, когда Нерон отдал Нуцерии часть помпейской территории. Скорее всего, это сыграло какую-то роль в кровавой развязке того дня, хотя точно неизвестно, что именно разожгло конфликт.
Тацит описывает этот бунт в XIV книге «Анналов»:
«Приблизительно тогда же, начавшись с безделицы, во время представления гладиаторов, даваемого Ливинеем Регулом, об исключении которого из сената я сообщил, вспыхнуло жестокое побоище между жителями Нуцерии и Помпей. Задирая сначала друг друга по свойственной городским низам распущенности насмешками и поношениями, они схватились затем за камни и наконец за оружие, причем взяла верх помпейская чернь, в городе которой давались игры. В Рим были доставлены многие нуцерийцы с телесными увечьями, и еще большее их число оплакивало гибель детей или родителей. Разбирательство этого дела принцепс предоставил сенату, а сенат — консулам. И после того как те снова доложили о нем сенату, он воспретил общине помпейцев на десять лет устройство этого рода сборищ и распустил созданные ими вопреки законам товарищества. Ливиней и другие виновники беспорядков были наказаны ссылкой» (пер.
Ранее единственными прямыми свидетельствами о драке в амфитеатре в 59 г. служили пассаж Тацита, фреска в доме Акция Аникета и три граффити на стенах Помпей. В надгробной надписи сообщаются новые и важные сведения об этом событии. Благодаря личному знакомству с Нероном, Май убедил его позволить двум дуовирам, изгнанным в наказание за побоище, вернуться в Помпеи. Это единственное упоминание как об изгнании дуовиров, так и о посреднической миссии Мая. Вполне возможно, что он содействовал также смягчению и отмене десятилетнего запрета на устройство зрелищ в амфитеатре. Известно, что на протяжении первых трёх лет действия запрета некоторые представления всё же проводились — например, звериные травли; в 62 г. н. э. запрет был полностью отменён, чтобы отпраздновать восстановление амфитеатра после землетрясения.
В надписи отсутствует имя покойного. Вероятно, оно было вырезано более крупным шрифтом на утраченном ныне фасаде гробницы. Археологи продолжают раскопки, так что, возможно, мы ещё сможем точно выяснить, действительно ли эта гробница принадлежит Гнею Аллею Нигидию Маю. Тем временем, надпись с перечнем деяний (res gestae) на гробнице, первая такая надпись, найденная в Помпеях, почти не оставляет в этом сомнений.
В этом замечательном месте было сделано ещё одно, единственное в своём роде открытие. Прямо перед гробницей найдены два следа от колёс, погребённые под слоем каменных обломков толщиной в 2 м. Эти обломки принёс сюда камнепад во время извержения, а следы оставили люди, покидавшие город. Здесь впервые найдены археологические следы бегства помпейцев.
В этом видеоролике из итальянского телешоу Petrolio показано обнаружение надгробной надписи.