04.10.2017 г.
ANSA
Верхние этажи Колизея вновь откроются спустя десятилетия

1 нояб­ря впер­вые за сорок лет, пятый и самый верх­ний уро­вень Коли­зея вновь откро­ет­ся для пуб­ли­ки, пред­ла­гая посе­ти­те­лям вели­ко­леп­ный вид на сам амфи­те­атр и на Рим.

Тор­же­ст­вен­ное откры­тие ново­го посе­ще­ния Коли­зея, поз­во­ля­ю­ще­го под­нять­ся на IV и V уров­ни, Рим, Ита­лия, 3 октяб­ря 2017 г. Фото: ANSA / Alessandro Di Meo.

«Чер­дак» 2000-лет­не­го амфи­те­ат­ра Фла­ви­ев пред­на­зна­чал­ся для пле­бе­ев, кото­рые смот­ре­ли здесь пуб­лич­ные зре­ли­ща и гла­ди­а­тор­ские бои, полу­чая, веро­ят­но, вол­ну­ю­щие впе­чат­ле­ния: звон ору­жия, кри­ки тол­пы и рев зве­рей, ска­за­ла архео­лог Рос­сел­ла Реа.

«Здесь, долж­но быть, было неве­ро­ят­ное мно­же­ство раз­но­об­раз­ных зву­ков и запа­хов, оку­ты­вав­ших 50 тыс. зри­те­лей из всех соци­аль­ных сло­ёв, рас­са­жен­ных в раз­ных сек­то­рах», — гово­рит она.



Состо­я­тель­ные люди сиде­ли на мра­мор­ных сту­льях, а низ­шие клас­сы на дере­вян­ных ска­мьях на верх­нем уровне и мог­ли видеть бой лишь мель­ком.

Посе­ти­те­лям дадут доступ на самые верх­ние уров­ни амфи­те­ат­ра 1 нояб­ря; это будет часть ново­го тура к одно­му из самых посе­щае­мых памят­ни­ков Ита­лии.

«Вид неза­бы­ва­ем», — ска­зал министр куль­ту­ры Дарио Фран­че­ски­ни, кото­рый под­дер­жал гряду­щую рестав­ра­цию под­зе­ме­лий и покры­тие аре­ны, вызы­ваю­щее спо­ры: ожи­да­ет­ся, что этот про­ект про­длит­ся два с поло­ви­ной года и будет сто­ить 18 мил­ли­о­нов евро.

«После стро­и­тель­ства аре­ны мож­но будет поис­ти­не понять, како­во это было — смот­реть спек­так­ли в Коли­зее», — ска­зал министр, кото­рый посе­тил его на этой неде­ле вме­сте с Феде­ри­ко Гал­ло­ни, вре­мен­ным дирек­то­ром Коли­зея до выбо­ров ново­го управ­ля­ю­ще­го в декаб­ре.

«Мак­си­мум 25 чело­век одно­вре­мен­но смо­гут поучаст­во­вать в новых турах, кото­рые нач­нут­ся на третьем эта­же амфи­те­ат­ра».



Пер­вый уро­вень Коли­зея зани­мал импе­ра­тор и его сена­то­ры, а вто­рой — импе­ра­тор­ские чинов­ни­ки. Пред­ста­ви­те­ли сред­не­го клас­са сиде­ли на третьем эта­же, тор­гов­цы и вла­дель­цы мага­зи­нов — на чет­вер­том. Пле­бе­ям при­хо­ди­лось караб­кать­ся по кру­тым камен­ным сту­пе­ням вдоль пло­хо осве­щен­ных тун­не­лей, чтобы добрать­ся до пято­го и послед­не­го эта­жа, где порой они про­во­ди­ли весь день, заку­сы­вая «боль­шей частью кури­цей и хле­бом», при­готов­лен­ны­ми во вре­мен­ных печах, остат­ки кото­рых обна­ру­жи­ли архео­ло­ги, ска­за­ла Реа.



Верх­ний этаж в XIX в. пере­стро­ил Луи­джи Кани­на. Коли­зей при­вле­ка­ет более шести мил­ли­о­нов посе­ти­те­лей в год, что дела­ет его веду­щим тури­сти­че­ским аттрак­ци­о­ном сто­ли­цы. Стро­и­тель­ство Коли­зея начал импе­ра­тор Вес­па­си­ан в 70 г. н. э., а завер­шил его пре­ем­ник Тит деся­тью года­ми поз­же. Его тра­вер­ти­но­вый фасад недав­но был реста­ври­ро­ван бла­го­да­ря пожерт­во­ва­нию в 25 млн. евро от Диего дел­ла Вал­ле, руко­во­ди­те­ля фаб­ри­ки элит­ной обу­ви Tod’s.



Биле­ты сто­ят 9 евро (для детей до 12 лет про­ход бес­плат­ный) или 15 евро, если вклю­чить посе­ще­ние под­зе­ме­лий и аре­ны. Пред­ва­ри­тель­ное бро­ни­ро­ва­ние обя­за­тель­но.

Силь­вия Лам­бер­туч­чи

© 2017 г. The Archaeology News Network
© 2017 г. Фото: ANSA / Alessandro Di Meo.
© 2017 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА