07.12.2017 г.
Мюнстерский университет
На юго-востоке Турции найдено более тысячи оттисков печатей римского времени

Анти­ко­веды из Кла­сте­ра Пре­вос­ход­ства (Exzellenzcluster) «Рели­гия и поли­ти­ка» Мюн­стер­ско­го уни­вер­си­те­та обна­ру­жи­ли мно­же­ство оттис­ков печа­тей на юго-восто­ке Тур­ции.


Оттис­ки из архи­ва Доли­хи. Фото: Центр иссле­до­ва­ний Малой Азии.

«Эта уни­каль­ная груп­па арте­фак­тов, вклю­чаю­щая более тыся­чи экзем­пля­ров из муни­ци­паль­но­го архи­ва антич­но­го горо­да Доли­ха, про­ли­ва­ет свет на мест­ный гре­ко-рим­ский пан­те­он — от Зев­са и Геры до Юпи­те­ра Доли­хе­на, мест­но­го боже­ства, став­ше­го одним из глав­ных рим­ских богов», — объ­яс­ня­ет в кон­це сезо­на рас­ко­пок док­тор наук про­фес­сор Энгель­берт Вин­тер, анти­ко­вед и руко­во­ди­тель экс­пе­ди­ции из Кла­сте­ра Пре­вос­ход­ства.

«Чинов­ни­ки город­ской адми­ни­ст­ра­ции запе­ча­ты­ва­ли сот­ни доку­мен­тов печа­тя­ми с изо­бра­же­ни­я­ми богов, и отсюда вид­но, как силь­но рели­ги­оз­ные веро­ва­ния опре­де­ля­ли повсе­днев­ную жизнь. Культ Юпи­те­ра Доли­хе­на не толь­ко отправ­лял­ся в цен­траль­ном хра­ме, рас­по­ло­жен­ном непо­да­лё­ку, но и нало­жил свой отпе­ча­ток на город­скую жизнь», — гово­рит про­фес­сор Вин­тер.

«Так­же ста­но­вит­ся ясно, как силь­но Юпи­тер Доли­хен, кото­ро­му изна­чаль­но покло­ня­лись в этом месте, был свя­зан со всей Рим­ской импе­ри­ей во II и III вв. н. э.: на мно­гих изо­бра­же­ни­ях бог пожи­ма­ет руки раз­лич­ным рим­ским импе­ра­то­рам».

Экс­пе­ди­ция иссле­ду­ет храм сол­дат­ско­го бога Юпи­те­ра Доли­хе­на уже 17 лет. В этом году она сосре­дото­чи­ла свои уси­лия на город­ской терри­то­рии.


Оттиск рим­ской печа­ти с изо­бра­же­ни­ем Юпи­те­ра Доли­хе­на, пожи­маю­ще­го руку рим­ско­му импе­ра­то­ру, сра­зу после обна­ру­же­ния. Фото: Петер Юлих.

«Под рас­по­ло­жен­ной в ком­плек­се зда­ний моза­и­кой, дати­ро­ван­ной 400 г. н. э., мы суме­ли обна­ру­жить ещё более древ­ний моза­ич­ный пол столь же высо­ко­го каче­ства», — объ­яс­ня­ет про­фес­сор Вин­тер.

«Судя по послед­ним наход­кам, здесь сохра­ни­лось мно­го свиде­тельств о позд­не­ан­тич­ной церк­ви. Это может стать важ­ным вкла­дом в наше пони­ма­ние ран­не­го хри­сти­ан­ства в этом реги­оне».

Рас­коп­ки в ком­плек­се с дву­мя боко­вы­ми при­де­ла­ми нача­лись в 2015 г. К насто­я­ще­му вре­ме­ни рас­ко­па­но 150 квад­рат­ных мет­ров широ­ко­го цен­траль­но­го нефа, рас­по­ло­жен­но­го меж­ду дву­мя ряда­ми колонн.

Энгель­берт Вин­тер: «Не толь­ко архи­тек­ту­ра, но и малые наход­ки на окру­жаю­щей терри­то­рии тоже ука­зы­ва­ют на суще­ст­во­ва­ние церк­ви: напри­мер, фраг­мен­ты мра­мор­но­го сто­ла или упо­ми­на­ние в над­пи­си дья­ко­на».


«Обна­ру­жен город­ской центр»


Кро­ме того, иссле­до­ва­те­ли теперь обна­ру­жи­ли офи­ци­аль­ный центр горо­да Доли­хи, кото­рый они спер­ва лока­ли­зо­ва­ли в восточ­ной части горо­да при помо­щи гео­фи­зи­че­ской раз­вед­ки.


Рас­чист­ка сте­ны элли­ни­сти­че­ской эпо­хи при зон­ди­ро­ва­нии Кебер Тепе, хол­ма, где нахо­ди­лось древ­нее посе­ле­ние Доли­ха. Фото: Петер Юлих.


«Эта гипо­те­за под­твер­ди­лась, — объ­яс­ня­ет руко­во­ди­тель рас­ко­пок. — Мы суме­ли рас­ко­пать части очень боль­шо­го зда­ния: это обще­ст­вен­ная баня рим­ско­го вре­ме­ни с хоро­шо сохра­нив­ши­ми­ся моза­и­ка­ми. До сих пор в этой обла­сти не было извест­но ни одной рим­ской бани, так что это откры­тие име­ет боль­шое ака­де­ми­че­ское зна­че­ние».

Мюн­стер­ская экс­пе­ди­ция так­же полу­чи­ла новые сведе­ния о рас­ши­ре­нии город­ской терри­то­рии и хро­но­ло­гии суще­ст­во­ва­ния горо­да: интен­сив­ное обсле­до­ва­ние, про­ведён­ное в этом году на хол­ме Кебер Тепе, где рас­по­ла­гал­ся древ­ний город, дало уди­ви­тель­ные резуль­та­ты.

«Мно­же­ство нахо­док эпо­хи камен­но­го века свиде­тель­ст­ву­ет о том, что Кебер Тепе, види­мо, с очень древ­них вре­мён был круп­ным посе­ле­ни­ем. Доли­ха достиг­ла наи­боль­ше­го рас­цве­та позд­нее, в рим­ский и ран­не­ви­зан­тий­ский пери­од».


Моза­ич­ный пол рим­ской бани. Фото: Петер Юлих.

Вин­тер, руко­во­ди­тель экс­пе­ди­ции, гово­рит о мно­же­стве най­ден­ных оттис­ков: «Мно­гие оттис­ки мож­но свя­зать с адми­ни­ст­ра­тив­ны­ми или офи­ци­аль­ны­ми печа­тя­ми горо­да ввиду их раз­ме­ров, частоты, а ино­гда и на осно­ва­нии над­пи­сей. Кро­ме изо­бра­же­ний “город­ской боги­ни” Тихе, осо­бо­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ют изо­бра­же­ния Авгу­ста и боги­ни Ромы, ибо они ука­зы­ва­ют на важ­ное зна­че­ние рим­ско­го государ­ства для горо­да Доли­ха, лежав­ше­го на восточ­ной гра­ни­це Рим­ской импе­рии. Одна­ко глав­ным моти­вом слу­жит глав­ное город­ское боже­ство, Юпи­тер Доли­хен. Во II и III вв. н. э. его культ охва­тил мно­гие части Сре­ди­зем­но­мо­рья и дошёл даже до Бри­та­нии», — объ­яс­ня­ет про­фес­сор Вин­тер.

Поэто­му неуди­ви­тель­но, что сот­ни доку­мен­тов были запе­ча­та­ны изо­бра­же­ни­я­ми руко­по­жа­тия меж­ду этим богом и импе­ра­то­ром. «Это знак бли­зо­сти бога к рим­ско­му государ­ству».

Эти изо­бра­же­ния поз­во­ля­ют бли­же взгля­нуть и на сам культ. Кро­ме бюстов Юпи­те­ра и его супру­ги Юно­ны, изо­бра­же­ны так­же боже­ст­вен­ные близ­не­цы Кастор и Пол­лукс, сыно­вья Зев­са. «Сыно­вья Зев­са, извест­ные так­же как Дио­с­ку­ры или Касто­ры Доли­хе­ны, часто изо­бра­жа­лись как спут­ни­ки Юпи­те­ра и, сле­до­ва­тель­но игра­ли важ­ную роль в куль­те», — объ­яс­ня­ет про­фес­сор Вин­тер.


Архео­ло­ги­че­ский парк для тури­стов


Под руко­вод­ст­вом про­фес­со­ра Вин­те­ра из Кла­сте­ра Пре­вос­ход­ства «Рели­гия и поли­ти­ка» Центр иссле­до­ва­ний Малой Азии Мюн­стер­ско­го уни­вер­си­те­та ведёт рас­коп­ки в глав­ном хра­ме Юпи­те­ра Доли­хе­на при под­держ­ке Гер­ман­ско­го иссле­до­ва­тель­ско­го фон­да (Deutsche Forschungsgemeinschaft, DFG) с 2001 г.


Моза­ич­ный пол позд­не­ан­тич­ной церк­ви в Доли­хе. Фото: Центр иссле­до­ва­ний Малой Азии.

Каж­дый год меж­ду­на­род­ная груп­па архео­ло­гов, исто­ри­ков, архи­тек­то­ров, рестав­ра­то­ров, архео­зоо­ло­гов, ГИС-ана­ли­ти­ков и асси­стен­тов по рас­коп­кам обна­ру­жи­ва­ет наход­ки, отно­ся­щи­е­ся ко всем пери­о­дам 2000-лет­ней исто­рии это­го куль­то­во­го цен­тра. В их чис­ле мас­сив­ный фун­да­мент пер­во­го свя­ти­ли­ща эпо­хи желез­но­го века, мно­же­ство мону­мен­таль­ных архи­тек­тур­ных фраг­мен­тов глав­но­го хра­ма рим­ско­го вре­ме­ни, а так­же обшир­ные руи­ны круп­но­го визан­тий­ско­го мона­сты­ря, постро­ен­но­го при­вер­жен­ца­ми хри­сти­ан­ской веры после раз­ру­ше­ния антич­но­го свя­ти­ли­ща.

Чтобы сде­лать уча­сток, рас­ко­пан­ный воз­ле антич­но­го горо­да Доли­хи, доступ­ным для пуб­ли­ки, сего­дня созда­ёт­ся архео­ло­ги­че­ский парк. Иссле­до­ва­тель­ский про­ект про­фес­со­ра Вин­те­ра из Кла­сте­ра Пре­вос­ход­ства «Рели­гия и поли­ти­ка» тес­но свя­зан с рас­коп­ка­ми. Он назы­ва­ет­ся «Сирий­ские куль­ты в Запад­ной Рим­ской импе­рии».

© 2016 г. Archaeology News Network.
© 2018 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА