27.11.2017 г.
National Geographic
Две новые мозаики из затонувшего города Байи

Груп­па под­вод­ной архео­ло­гии из Управ­ле­ния Неа­по­ля вер­ну­ла на свет дву­цвет­ную рим­скую моза­и­ку, дати­ру­е­мую II—IV вв. н. э., и мно­го­цвет­ную моза­и­ку, дати­ров­ка кото­рой не уста­нов­ле­на.



Зато­нув­ший антич­ный город Байи кажет­ся неис­чер­пае­мой сокро­вищ­ни­цей, кото­рая застав­ля­ет иссле­до­ва­те­лей и люби­те­лей архео­ло­гии зата­ить дыха­ние. И дей­ст­ви­тель­но, на этой неде­ле были обна­ру­же­ны две новые моза­и­ки, кото­рые, веро­ят­но, в сле­дую­щем апре­ле (как было объ­яв­ле­но на пре­зен­та­ции наход­ки, орга­ни­зо­ван­ной цен­тром «Под Фле­грей­ски­ми поля­ми») укра­сят один из самых уди­ви­тель­ных и вол­ну­ю­щих тури­сти­че­ских марш­ру­тов в мире.

Это необык­но­вен­ное откры­тие было сде­ла­но почти слу­чай­но под­вод­ной архео­ло­ги­че­ской груп­пой Управ­ле­ния сто­лич­ной зоны Неа­по­ля под руко­вод­ст­вом Луча­но Мурат­д­жа в ходе рутин­ных погру­же­ний. Моза­и­ки, оче­вид­но, отно­ся­щи­е­ся к раз­ным эпо­хам, сей­час изу­ча­ют­ся иссле­до­ва­те­ля­ми, кото­рые участ­во­ва­ли в их откры­тии, но в свя­зи с ними уже выдви­ну­ты инте­рес­ные гипо­те­зы.


Фраг­мент мно­го­цвет­ной моза­и­ки.

На пер­вой чёр­но-белой моза­и­ке вид­ны, кажет­ся, ниж­ние конеч­но­сти атле­та и вои­на, и она может дати­ро­вать­ся II—IV вв. н. э., а вто­рая моза­и­ка, мно­го­цвет­ная и, веро­ят­но, совре­мен­ная сосед­ней вил­ле Пизо­нов I в. до н. э., пока ещё не обсле­до­ва­на.


Чёр­но-белая моза­и­ка.

Экс­клю­зив­ные фото­гра­фии этих нахо­док сде­лал аква­лан­гист и мор­ской био­лог Пас­куа­ле Вас­сал­ло, кото­рый не скры­ва­ет энту­зи­аз­ма по пово­ду это­го необык­но­вен­но­го откры­тия. «Погру­же­ние в Бай­ях, — гово­рит он, — все­гда вызы­ва­ет силь­ные эмо­ции, пото­му что это всё рав­но, что ныр­нуть в про­шлое. Доста­точ­но опу­стить­ся на несколь­ко мет­ров, чтобы ока­зать­ся в рим­ской эпо­хе, когда эти самые сте­ны, сего­дня зато­нув­шие, согре­ва­ло солн­це. В этот раз я сдви­нул все­го несколь­ко облом­ков, и на свет появи­лись лежав­шие под ними моза­и­ки. Цвет­ные полы и орна­мен­ты слов­но осво­бо­ди­лись от оков вре­ме­ни и поз­во­ли­ли мне сде­лать неза­бы­вае­мые фото­гра­фии».


Чёр­но-белая моза­и­ка, съём­ка с дру­го­го угла.

Дей­ст­ви­тель­но, с кон­ца рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи имен­но здесь ста­ли про­во­дить свой досуг (otium) рим­ские ари­сто­кра­ты и поли­ти­ки, оста­вив­шие в этой зоне уни­каль­ные миро­вые шедев­ры. Сре­ди всех импе­ра­тор­ских рези­ден­ций осо­бен­но выде­ля­ют­ся вил­лы Клав­дия и вил­ла Пизо­нов, кото­рые ста­ли цен­тром суще­ст­ву­ю­ще­го тури­сти­че­ско­го марш­ру­та. Так что две новые моза­и­ки обо­га­тят несо­мнен­но уни­каль­ную в сво­ём роде терри­то­рию. Одна­ко в поле преж­де все­го пред­сто­ит выпол­нить самые слож­ные работы: обес­пе­чить защи­ту этих шедев­ров, дли­тель­ное сохра­не­ние кото­рых потре­бу­ет опре­де­лён­ных хими­че­ских и физи­че­ских усло­вий.

«Мы как мож­но ско­рее совер­шим новые погру­же­ния, чтобы доку­мен­таль­но зафик­си­ро­вать точ­ное поло­же­ние этих моза­ик в обшир­ной архео­ло­ги­че­ской зоне, — закан­чи­ва­ет рас­сказ Вас­сал­ло, — но сей­час опре­де­лён­но сле­ду­ет очень тща­тель­но взве­сить вопрос о наи­бо­лее под­хо­дя­щем мето­де кон­сер­ва­ции. Потре­бу­ет­ся опре­де­лить наи­луч­ший спо­соб, так­же и на осно­ва­нии реаль­ных усло­вий, чтобы перей­ти к изо­ля­ции моза­ик от мор­ских бак­те­рий, кото­рые очень быст­ро могут необ­ра­ти­мо их повредить. Тем вре­ме­нем, одна­ко, необ­хо­ди­мо будет сде­лать всё воз­мож­ное, чтобы в тече­ние сле­дую­ще­го года этим пре­крас­ным шедев­рам про­шло­го мог­ли изум­лять­ся все тури­сты, кото­рые каж­дый день сте­ка­ют­ся на наше побе­ре­жье».

Оскар Де Симоне

© 2017 г. National Geographic.
© 2017 г. Фото: Паскуале Вассалло.
© 2018 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА