ARCAblog |
Иногда репатриации похищенных ценностей приходится долго ждать.
Во вторник 18 апреля 2017 г. Кливлендский художественный музей и Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии (MiBACT) с большой помпой и громкими восклицаниями сообщили о том, что наконец достигнуто соглашение о передаче мраморной портретной головы Друза Младшего (Друза Юлия Цезаря, 13 г. до н. э. — 23 г. н. э.) обратно на родину.
Этот бюст входил в состав группы скульптур, которые были раскопаны в
Когда в 2012 г. музей впервые заявил о приобретении этого бюста, то не упомянул ни о продавце мраморной головы, ни об уплаченной цене.
Чтобы подпасть под исключение из «Правил приобретения археологических материалов и предметов античного искусства», установленных Ассоциацией директоров художественных музеев (AAMD), сведения об объекте и его коллекционная история изложены в кэшированной версии ныне удалённой страницы сайта AAMD, посвящённой этому объекту, следующим образом:
Раздел «Правил…» AAMD, на основании которого допускается исключение с граничным сроком 1970 г.:
Правила AAMD, составленные Ассоциацией директоров художественных музеев и принятые организациями-членами AAMD в США, Канаде и Мексике, устанавливают стандарты, согласно которым музеи-члены ассоциации обязаны проявлять должную бдительность при покупке археологических материалов и предметов античного искусства. Эти правила предназначены для предотвращения приобретения музеями-членами ассоциации предметов старины, если надёжная коллекционная история не подтверждает, что до 1970 г. объект находился за пределами страны, где предположительно был найден в новое время, или был легально вывезен оттуда после 1970 г.
Благодаря упорной работе множества исследователей, археологов и юристов в Италии, Франции, Англии, США и Польше мы знаем следующее.
На интернет-сайте французского аукционного дома сообщалось, что скульптура была продана в качестве лота 340 анонимному покупателю на аукционе Отель Друо в Париже 29 сентября 2004 г. за 324 тыс. евро.
Спустя 8 лет Кливлендский художественный музей приобрёл древнеримский портрет сына императора Тиберия у «Phoenix Ancient Art» — компании, торгующей предметами древности и имеющей галереи в Женеве и Нью-Йорке, деятельность которой всё чаще обсуждается в блоге Ассоциации.
Портрет Друза Младшего украшает обложку «Imago» — изданного в 2007 г. каталога «Phoenix Ancient Art», посвящённого четырём столетиям римского портретного искусства. Это фото с обложки можно увидеть ниже на скриншоте страницы интернет-сайта дилера — eTiquities.
Неизвестно, числился ли бюст в инвентарном перечне братьев Абутаам с момента его продажи в 2004 г. и до приобретения его музеем в 2012 г.
В 2012 г. музей получил возможность приобрести бюст благодаря помощи Фонда Леонарда К. Ханны-младшего. Железный, угольный и кораблестроительный магнат Леонард К. Ханна-младший был страстным коллекционером предметов искусства, театралом и покровителем искусства. Умирая, Ханна завещал 34 миллиона долларов Кливлендскому художественному музею, что сделало его самым обеспеченным художественным музеем в Соединённых Штатах. Доход от дарственного фонда Ханны предназначен исключительно для приобретения предметов искусства.
В выпуске за октябрь-декабрь 2014 г. журнала «Bollettino D’Arte», издаваемого Министерством культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии, Джузеппе Скарпати показал, что в числе документов из неаполитанских архивов Археологического управления Кампании находятся не опубликованные ранее фотографии, которые решительно подтверждают, что бюст был впервые обнаружен в 1925—
Чёрно-белые фотографии, обнаруженные в неаполитанских архивах, были сделаны в 1926 г. Дневники раскопок, где задокументированы размеры античной мраморной головы, тоже соответствуют записям коллекции античного искусства Кливлендского музея.
В предшествующей статье на итальянском языке, опубликованной итальянским Национальным обществом наук, словесности и искусств в Неаполе (том LXXV, 2008—
При наличии всех этих документов возвращение бюста из Кливлендского музея искусств в Италию было, конечно, единственно приемлемым решением.
К моменту публикации этой статьи Уильям Грисуолд, директор Кливлендского художественного музея, отказался ответить на вопрос, получит ли музей компенсацию от Абутаамов.
Согласно правительственным данным США за 2014 г., в Америке более 35 тыс. музеев. Но сколько из них имеет профильных специалистов, исследующих происхождение объектов, чтобы проследить историю владения и прояснить обстоятельства, связанные с планами приобретения дорогого произведения искусства или предмета старины, незаконно вывезенного или похищенного?
В 2016 г. журнал «Business Insider» поставил Кливлендский художественный музей на второе место в Соединённых Штатах, после Музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Учитывая дипломатическую щекотливость репатриации похищенных предметов искусства, которая требует от обеих сторон составления тщательно согласованных пресс-релизов о том, как обе великолепны, музеям, пожалуй, стоит вложиться в наём сотрудников, имеющих большой опыт в области исследования происхождения объектов, чтобы они проверяли экспонаты перед их приобретением.
В долгосрочной перспективе нанять таких специалистов дешевле, чем вынужденно уступать дорогостоящее произведение искусства, не говоря уже о том, что директорам музеев не придётся участвовать в фотосессиях с культурными атташе, дипломатично изображая приклеенные улыбочки.
Заявление Международного наблюдательного совета по незаконной торговле культурными ценностями при Международном совете музеев гласит:
«Важно, чтобы музеи, библиотеки, архивы и арт-дилеры по-прежнему имели возможность расширять свои коллекции. Однако они должны пополнять свои коллекции в соответствии с общепризнанными моральными принципами. Они должны принимать меры предосторожности, чтобы убедиться в том, что приобретают или заимствуют лишь этически приемлемые объекты и отказываться от объектов, которые могли быть похищены или незаконно вывезены».
Пожалуй, стоит перечитывать это заявление, прежде чем подписывать чек на новую и такую необходимую покупку. Из-за недостаточно тщательной проверки такие учреждения, как Кливлендский художественный музей, страдают от собственных просчётов.
Внутренние исследовательские данные Ассоциации расследования преступлений против искусства.
Государственная юридическая служба и помощник государственного обвинителя Италии.
Министерство культурного наследия, культурной деятельности и туризма и государственная юридическая служба Италии.
Серджо Кашелла, https://independent.academia.edu/SergioCascella.
Дэвид Джилл, http://lootingmatters.blogspot.it.
Джузеппе Скарпати, https://www.academia.edu/24236780/, https://www.academia.edu/2199517/.
Рик Сент-Хилейр, http://culturalheritagelawyer.blogspot.it.