20.04.2017 г.
ARCAblog
Репатриация: Кливлендский художественный музей возвращает в Италию бюст Друза Младшего, похищенный во время Второй Мировой войны


Ино­гда репа­три­а­ции похи­щен­ных цен­но­стей при­хо­дит­ся дол­го ждать.

Во втор­ник 18 апре­ля 2017 г. Клив­ленд­ский худо­же­ст­вен­ный музей и Мини­стер­ство куль­тур­но­го наследия, куль­тур­ной дея­тель­но­сти и туриз­ма Ита­лии (MiBACT) с боль­шой пом­пой и гром­ки­ми вос­кли­ца­ни­я­ми сооб­щи­ли о том, что нако­нец достиг­ну­то согла­ше­ние о пере­да­че мра­мор­ной порт­рет­ной голо­вы Дру­за Млад­ше­го (Дру­за Юлия Цеза­ря, 13 г. до н. э. — 23 г. н. э.) обрат­но на роди­ну.

Этот бюст вхо­дил в состав груп­пы скульп­тур, кото­рые были рас­ко­па­ны в 1920-х гг. и с 1926 г. выстав­ля­лись в Город­ском музее Сес­сы Аурун­ки, а в кон­це Вто­рой Миро­вой вой­ны про­пал на семь­де­сят с лиш­ним лет. Выска­зы­ва­лось пред­по­ло­же­ние, что его забра­ли воен­ные, воз­мож­но, в память о войне.

Когда в 2012 г. музей впер­вые заявил о при­об­ре­те­нии это­го бюста, то не упо­мя­нул ни о про­дав­це мра­мор­ной голо­вы, ни об упла­чен­ной цене.

Чтобы под­пасть под исклю­че­ние из «Пра­вил при­об­ре­те­ния архео­ло­ги­че­ских мате­ри­а­лов и пред­ме­тов антич­но­го искус­ства», уста­нов­лен­ных Ассо­ци­а­ци­ей дирек­то­ров худо­же­ст­вен­ных музеев (AAMD), сведе­ния об объ­ек­те и его кол­лек­ци­он­ная исто­рия изло­же­ны в кэши­ро­ван­ной вер­сии ныне уда­лён­ной стра­ни­цы сай­та AAMD, посвя­щён­ной это­му объ­ек­ту, сле­дую­щим обра­зом:

Назва­ние объ­ек­та: Голо­ва Дру­за Млад­ше­го (13 г. до н. э. — 23 г. н. э.). Раз­ме­ры: высота 35 см. Дата созда­ния: веро­ят­но, после 23 г. н. э. и до 37 г. н. э. При­об­ре­те­на за счёт Фон­да Лео­нар­да К. Хан­ны-млад­ше­го. Назва­ние музея: Клив­ленд­ский худо­же­ст­вен­ный музей. Куль­ту­ра: рим­ская. Стра­на про­ис­хож­де­ния: Алжир. Тип объ­ек­та: скульп­ту­ра. Мате­ри­а­лы / тех­ни­ки: мра­мор. Сведе­ния о про­ис­хож­де­нии: до 1960 г. у Фер­на­на Сен­те; 29 сен­тяб­ря 2004 г. про­дан на аук­ци­оне Отель Друо-Рише­льё, лот № 340, неиз­вест­но­му поку­па­те­лю; во вла­де­нии АО «Phoenix Ancient Art» (2004); в 2012 про­дан АО «Phoenix Ancient Art» Клив­ленд­ско­му худо­же­ст­вен­но­му музею. Сведе­ния о выстав­ках: нет. Сведе­ния о пуб­ли­ка­ци­ях: Piasa, Paris, Hôtel Drouot-Richelieu, Archéologie, 28–29 Septembre (Paris 2004) 74, lot. no. 340. Phoenix Ancient Art, Imago, Four Centuries of Roman Portraiture, (New York 2007) cover, III.

Раздел «Пра­вил…» AAMD, на осно­ва­нии кото­ро­го допус­ка­ет­ся исклю­че­ние с гра­нич­ным сро­ком 1970 г.:

Сово­куп­ные фак­ты и обсто­я­тель­ства, объ­яс­ня­ю­щие, поче­му объ­ект под­па­да­ет под уста­нов­лен­ное выше исклю­че­ние: Клив­ленд­ский худо­же­ст­вен­ный музей вла­де­ет инфор­ма­ци­ей о про­ис­хож­де­нии это­го про­из­веде­ния, начи­ная с 1960 г., но не смог полу­чить доку­мен­таль­ные под­твер­жде­ния неко­то­рых обсто­я­тельств его про­ис­хож­де­ния, опи­сан­ных ниже. Про­из­веде­ние было про­да­но на пуб­лич­ном аук­ци­оне в 2004 г. — это было его пер­вое появ­ле­ние на рын­ке пред­ме­тов искус­ства. Пер­во­на­чаль­но про­из­веде­ние было иден­ти­фи­ци­ро­ва­но и опуб­ли­ко­ва­но как Тибе­рий, но позд­нее (после 2007 г.) было при­зна­но порт­ре­том его сына Дру­за Млад­ше­го. Сер­ти­фи­кат о про­ис­хож­де­нии был состав­лен на сле­дую­щий день после аук­ци­о­на Жаном-Филип­пом Марьо де Сер­ре (скон­чал­ся в 2007 г.), кото­рый ока­зы­вал помощь преж­не­му вла­дель­цу и постав­щи­ку Фер­на­ну Сен­те. В сер­ти­фи­ка­те утвер­жда­лось, что скульп­ту­ра про­ис­хо­дит из кол­лек­ции гос­по­ди­на и гос­по­жи Сен­те из Мар­се­ля; что скульп­ту­ра хра­ни­лась в семье гос­по­ди­на Сен­те на про­тя­же­нии мно­гих поко­ле­ний; что фами­лия этой семьи была Бакри и что они про­жи­ва­ли в Алжи­ре с 1860 г. Музей свя­зал­ся с гос­по­жой Сен­те, кото­рая под­твер­ди­ла от сво­его име­ни и от име­ни гос­по­ди­на Сен­те, что этой скульп­ту­рой вла­дел дед гос­по­ди­на Сен­те, гос­по­дин Бакри, что гос­по­дин Сен­те уна­сле­до­вал её от деда, что гос­по­дин Сен­те при­вёз её из Алжи­ра в Мар­сель в 1960 г.; что он уна­сле­до­вал её от деда преж­де, чем пере­вёз её в Мар­сель; что скульп­ту­ра была про­да­на на аук­ци­оне Отель Друо в 2004 г. и что они сотруд­ни­ча­ли с гос­по­ди­ном де Сер­ре. Этот порт­рет, мону­мен­таль­ный по сво­им мас­шта­бам и име­ю­щий огром­ное исто­ри­че­ское зна­че­ние, отно­сит­ся к важ­ной кате­го­рии рим­ских импе­ра­тор­ских порт­ре­тов, ина­че не пред­став­лен­ной в кол­лек­ци­ях Клив­ленд­ско­го худо­же­ст­вен­но­го музея.

Пра­ви­ла AAMD, состав­лен­ные Ассо­ци­а­ци­ей дирек­то­ров худо­же­ст­вен­ных музеев и при­ня­тые орга­ни­за­ци­я­ми-чле­на­ми AAMD в США, Кана­де и Мек­си­ке, уста­нав­ли­ва­ют стан­дар­ты, соглас­но кото­рым музеи-чле­ны ассо­ци­а­ции обя­за­ны про­яв­лять долж­ную бди­тель­ность при покуп­ке архео­ло­ги­че­ских мате­ри­а­лов и пред­ме­тов антич­но­го искус­ства. Эти пра­ви­ла пред­на­зна­че­ны для пред­от­вра­ще­ния при­об­ре­те­ния музе­я­ми-чле­на­ми ассо­ци­а­ции пред­ме­тов ста­ри­ны, если надёж­ная кол­лек­ци­он­ная исто­рия не под­твер­жда­ет, что до 1970 г. объ­ект нахо­дил­ся за пре­де­ла­ми стра­ны, где пред­по­ло­жи­тель­но был най­ден в новое вре­мя, или был легаль­но выве­зен оттуда после 1970 г.

Запол­ня­ем про­бе­лы в кол­лек­ци­он­ной исто­рии одно­го репа­трии­ро­ван­но­го пред­ме­та

Бла­го­да­ря упор­ной рабо­те мно­же­ства иссле­до­ва­те­лей, архео­ло­гов и юри­стов в Ита­лии, Фран­ции, Англии, США и Поль­ше мы зна­ем сле­дую­щее.

На интернет-сай­те фран­цуз­ско­го аук­ци­он­но­го дома сооб­ща­лось, что скульп­ту­ра была про­да­на в каче­стве лота 340 ано­ним­но­му поку­па­те­лю на аук­ци­оне Отель Друо в Пари­же 29 сен­тяб­ря 2004 г. за 324 тыс. евро.

Спу­стя 8 лет Клив­ленд­ский худо­же­ст­вен­ный музей при­об­рёл древ­не­рим­ский порт­рет сына импе­ра­то­ра Тибе­рия у «Phoenix Ancient Art» — ком­па­нии, тор­гу­ю­щей пред­ме­та­ми древ­но­сти и име­ю­щей гале­реи в Жене­ве и Нью-Йор­ке, дея­тель­ность кото­рой всё чаще обсуж­да­ет­ся в бло­ге Ассо­ци­а­ции.

Порт­рет Дру­за Млад­ше­го укра­ша­ет облож­ку «Imago» — издан­но­го в 2007 г. ката­ло­га «Phoenix Ancient Art», посвя­щён­но­го четы­рём сто­ле­ти­ям рим­ско­го порт­рет­но­го искус­ства. Это фото с облож­ки мож­но увидеть ниже на скрин­шо­те стра­ни­цы интернет-сай­та диле­ра — eTiquities.



Неиз­вест­но, чис­лил­ся ли бюст в инвен­тар­ном пере­чне бра­тьев Абу­та­ам с момен­та его про­да­жи в 2004 г. и до при­об­ре­те­ния его музе­ем в 2012 г.

В 2012 г. музей полу­чил воз­мож­ность при­об­ре­сти бюст бла­го­да­ря помо­щи Фон­да Лео­нар­да К. Хан­ны-млад­ше­го. Желез­ный, уголь­ный и кораб­ле­стро­и­тель­ный маг­нат Лео­нард К. Хан­на-млад­ший был страст­ным кол­лек­ци­о­не­ром пред­ме­тов искус­ства, теат­ра­лом и покро­ви­те­лем искус­ства. Уми­рая, Хан­на заве­щал 34 мил­ли­о­на дол­ла­ров Клив­ленд­ско­му худо­же­ст­вен­но­му музею, что сде­ла­ло его самым обес­пе­чен­ным худо­же­ст­вен­ным музе­ем в Соеди­нён­ных Шта­тах. Доход от дар­ст­вен­но­го фон­да Хан­ны пред­на­зна­чен исклю­чи­тель­но для при­об­ре­те­ния пред­ме­тов искус­ства.


Сес­са Аурун­ка, руи­ны теат­ра (рас­коп­ки 1925—1926 гг.). Фото: Архео­ло­ги­че­ское управ­ле­ние Кам­па­нии.

В выпус­ке за октябрь-декабрь 2014 г. жур­на­ла «Bollettino D’Arte», изда­вае­мо­го Мини­стер­ст­вом куль­тур­но­го наследия, куль­тур­ной дея­тель­но­сти и туриз­ма Ита­лии, Джу­зеп­пе Скар­па­ти пока­зал, что в чис­ле доку­мен­тов из неа­по­ли­тан­ских архи­вов Архео­ло­ги­че­ско­го управ­ле­ния Кам­па­нии нахо­дят­ся не опуб­ли­ко­ван­ные ранее фото­гра­фии, кото­рые реши­тель­но под­твер­жда­ют, что бюст был впер­вые обна­ру­жен в 1925—1926 гг. в Ита­лии, когда Амедео Маю­ри про­во­дил рас­коп­ки в Сес­се Аурун­ке, в рай­оне Гальяр­дел­ла рядом с антич­ным теат­ром.

Чёр­но-белые фото­гра­фии, обна­ру­жен­ные в неа­по­ли­тан­ских архи­вах, были сде­ла­ны в 1926 г. Днев­ни­ки рас­ко­пок, где задо­ку­мен­ти­ро­ва­ны раз­ме­ры антич­ной мра­мор­ной голо­вы, тоже соот­вет­ст­ву­ют запи­сям кол­лек­ции антич­но­го искус­ства Клив­ленд­ско­го музея.


Фото ввер­ху сле­ва и вни­зу: Архео­ло­ги­че­ское управ­ле­ние Кам­па­нии, 1926. Фото ввер­ху спра­ва: ARCA.

В пред­ше­ст­ву­ю­щей ста­тье на италь­ян­ском язы­ке, опуб­ли­ко­ван­ной италь­ян­ским Нацио­наль­ным обще­ст­вом наук, сло­вес­но­сти и искусств в Неа­по­ле (том LXXV, 2008—2011) ещё до при­об­ре­те­ния бюста музе­ем, Скар­па­ти уже при­во­дил фото­гра­фии наход­ки, а так­же диа­грам­мы участ­ка, состав­лен­ные Сер­джо Кашел­лой, кото­рые поз­во­ля­ют рекон­струи­ро­вать зону рас­ко­пок, где была сде­ла­на наход­ка, — театр в Сес­се Аурун­ке.

При нали­чии всех этих доку­мен­тов воз­вра­ще­ние бюста из Клив­ленд­ско­го музея искусств в Ита­лию было, конеч­но, един­ст­вен­но при­ем­ле­мым реше­ни­ем.

Но воз­ме­стит ли «Phoenix Ancient Art» убы­ток, поне­сён­ный музе­ем?

К момен­ту пуб­ли­ка­ции этой ста­тьи Уильям Гри­су­олд, дирек­тор Клив­ленд­ско­го худо­же­ст­вен­но­го музея, отка­зал­ся отве­тить на вопрос, полу­чит ли музей ком­пен­са­цию от Абу­та­а­мов.

А если музей не полу­чит ком­пен­са­цию?

Соглас­но пра­ви­тель­ст­вен­ным дан­ным США за 2014 г., в Аме­ри­ке более 35 тыс. музеев. Но сколь­ко из них име­ет про­филь­ных спе­ци­а­ли­стов, иссле­дую­щих про­ис­хож­де­ние объ­ек­тов, чтобы про­следить исто­рию вла­де­ния и про­яс­нить обсто­я­тель­ства, свя­зан­ные с пла­на­ми при­об­ре­те­ния доро­го­го про­из­веде­ния искус­ства или пред­ме­та ста­ри­ны, неза­кон­но выве­зен­но­го или похи­щен­но­го?

В 2016 г. жур­нал «Business Insider» поста­вил Клив­ленд­ский худо­же­ст­вен­ный музей на вто­рое место в Соеди­нён­ных Шта­тах, после Музея Мет­ро­по­ли­тен в Нью-Йор­ке.



Учи­ты­вая дипло­ма­ти­че­скую щекот­ли­вость репа­три­а­ции похи­щен­ных пред­ме­тов искус­ства, кото­рая тре­бу­ет от обе­их сто­рон состав­ле­ния тща­тель­но согла­со­ван­ных пресс-рели­зов о том, как обе вели­ко­леп­ны, музе­ям, пожа­луй, сто­ит вло­жить­ся в наём сотруд­ни­ков, име­ю­щих боль­шой опыт в обла­сти иссле­до­ва­ния про­ис­хож­де­ния объ­ек­тов, чтобы они про­ве­ря­ли экс­по­на­ты перед их при­об­ре­те­ни­ем.

В дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­ве нанять таких спе­ци­а­ли­стов дешев­ле, чем вынуж­ден­но усту­пать доро­го­сто­я­щее про­из­веде­ние искус­ства, не гово­ря уже о том, что дирек­то­рам музеев не при­дёт­ся участ­во­вать в фото­сес­си­ях с куль­тур­ны­ми атта­ше, дипло­ма­тич­но изо­бра­жая при­кле­ен­ные улы­боч­ки.

Пища для раз­мыш­ле­ний о даль­ней­ших покуп­ках

Заяв­ле­ние Меж­ду­на­род­но­го наблюда­тель­но­го сове­та по неза­кон­ной тор­гов­ле куль­тур­ны­ми цен­но­стя­ми при Меж­ду­на­род­ном сове­те музеев гла­сит:

«Важ­но, чтобы музеи, биб­лио­те­ки, архи­вы и арт-диле­ры по-преж­не­му име­ли воз­мож­ность рас­ши­рять свои кол­лек­ции. Одна­ко они долж­ны попол­нять свои кол­лек­ции в соот­вет­ст­вии с обще­при­знан­ны­ми мораль­ны­ми прин­ци­па­ми. Они долж­ны при­ни­мать меры пре­до­сто­рож­но­сти, чтобы убедить­ся в том, что при­об­ре­та­ют или заим­ст­ву­ют лишь эти­че­ски при­ем­ле­мые объ­ек­ты и отка­зы­вать­ся от объ­ек­тов, кото­рые мог­ли быть похи­ще­ны или неза­кон­но выве­зе­ны».

Пожа­луй, сто­ит пере­чи­ты­вать это заяв­ле­ние, преж­де чем под­пи­сы­вать чек на новую и такую необ­хо­ди­мую покуп­ку. Из-за недо­ста­точ­но тща­тель­ной про­вер­ки такие учреж­де­ния, как Клив­ленд­ский худо­же­ст­вен­ный музей, стра­да­ют от соб­ст­вен­ных про­счё­тов.

Лин­да Аль­берт­сон
Ссыл­ки и интер­вью, исполь­зо­ван­ные для дан­ной ста­тьи:

Внут­рен­ние иссле­до­ва­тель­ские дан­ные Ассо­ци­а­ции рас­сле­до­ва­ния пре­ступ­ле­ний про­тив искус­ства.

Государ­ст­вен­ная юриди­че­ская служ­ба и помощ­ник государ­ст­вен­но­го обви­ни­те­ля Ита­лии.

Мини­стер­ство куль­тур­но­го наследия, куль­тур­ной дея­тель­но­сти и туриз­ма и государ­ст­вен­ная юриди­че­ская служ­ба Ита­лии.

Пол Бар­форд, http://paul-barford.blogspot.it.

Сер­джо Кашел­ла, https://independent.academia.edu/SergioCascella.

Дэвид Джилл, http://lootingmatters.blogspot.it.

Джу­зеп­пе Скар­па­ти, https://www.academia.edu/24236780/, https://www.academia.edu/2199517/.

Рик Сент-Хилейр, http://culturalheritagelawyer.blogspot.it.

© 2017 г. https://art-crime.blogspot.com.
© 2021 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА