29.03.2018 г.
HAARETZ
Фреска с обнажёнными амурами: Рим раскопал художественную редкость в доме эпохи Нерона

В доме, кото­рый сто­ле­ти­я­ми был занят, обна­ру­же­ны моза­и­ки, цвет­ная шту­ка­тур­ка и аму­ры, рез­вя­щи­е­ся на небес­но-голу­бом фоне.


Дета­ли фраг­мен­тов фрес­ки из терм рим­ской вил­лы в рай­оне Тор Вер­га­та, Рим. Фото: Кла­удио Сан­тан­же­ло, Выс­ший инсти­тут кон­сер­ва­ции и рестав­ра­ции и Центр рестав­ра­ции Мини­стер­ства куль­тур­но­го наследия, куль­тур­ной дея­тель­но­сти и туриз­ма Ита­лии (Restauro — MiBACT).

В руи­нах вил­лы и бан­но­го ком­плек­са на окра­и­нах Рима были най­де­ны искус­ные укра­ше­ния, в том чис­ле и шту­ка­тур­ка эпо­хи Неро­на. Сре­ди вели­ко­леп­но сохра­нив­ших­ся стен­ных рос­пи­сей одна изо­бра­жа­ет кры­ла­тых аму­ров на небес­но-голу­бом фоне.

Вил­лу Терм с рас­пи­сан­ны­ми сте­на­ми, зани­маю­щую боль­шой уча­сток воз­ле аэро­пор­та Чам­пи­но на юге Рима, обна­ру­жи­ли во вре­мя спа­са­тель­ных рас­ко­пок в 2010 г., когда муни­ци­па­ли­тет обсле­до­вал терри­то­рию для стро­и­тель­ства ново­го квар­та­ла. Систе­ма­ти­че­ские рас­коп­ки нача­лись через три года.


Дета­ли фраг­мен­тов фрес­ки из терм рим­ско­го дома, сде­лан­ные уни­вер­си­те­том Тор Вер­га­та, Рим. Фото: Эдо­ар­до Лоли­ва / ISCR-MiBACT.

Наход­ка архео­ло­гов пред­став­ля­ет собой рос­кош­ный дом с искус­ным бан­ным ком­плек­сом, дати­ру­ю­щий­ся меж­ду II в. до н. э. и I в. н. э.


Тепида­рий Джам­па­о­ло Лульо. Фото: Рим­ский уни­вер­си­тет Тор Вер­га­та.

Фраг­мен­ты шту­ка­тур­ки из горя­чих терм рим­ской вил­лы Тор Вер­га­та в мастер­ской по кон­сер­ва­ции стен­ных рос­пи­сей в Выс­шем инсти­ту­те кон­сер­ва­ции и рестав­ра­ции в Риме. Фото: Эдо­ар­до Лоли­ва / ISCR-MiBACT.

На вил­ле имел­ся ком­плекс под­зем­ных цистерн, кана­лов и тру­бо­про­во­дов, пода­вав­ший воду в тер­мы, на кух­ню и в котель­ную (praefurnium), где сжи­га­ли дро­ва для подо­гре­ва воды в банях.

В ком­на­тах терм име­лись кушет­ки, назы­вав­ши­е­ся biclinia, моза­ич­ные покры­тия, фрес­ки и полы из рас­кра­шен­ной шту­ка­тур­ки.

Во вре­мя рас­ко­пок так­же было най­де­но мно­же­ство раз­но­цвет­ных мра­мор­ных фраг­мен­тов и, по всей види­мо­сти, остат­ки сади­ка с фон­та­ном.


Рестав­ра­тор сор­ти­ру­ет неко­то­рые фраг­мен­ты фре­сок и шту­ка­тур­ки из горя­чих терм рим­ско­го дома Тор Вер­га­та в мастер­ской по кон­сер­ва­ции стен­ных рос­пи­сей в Выс­шем инсти­ту­те кон­сер­ва­ции и рестав­ра­ции в Риме. Фото: Эдо­ар­до Лоли­ва / ISCR-MiBACT.

Дета­ли фраг­мен­тов фрес­ки из горя­чих терм рим­ско­го дома у Тор Вер­га­та, Рим. Фото: Эдо­ар­до Лоли­ва / ISCR-MiBACT.

На этой вил­ле жили века­ми, начи­ная с арха­и­че­ской эпо­хи (700 г. до н. э.), в тече­ние все­го рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да и до позд­не­им­пер­ских вре­мён. Посколь­ку на ней не най­де­но ника­ких скульп­тур, архео­ло­ги подо­зре­ва­ют, что когда вил­лу вне­зап­но поки­ну­ли в кон­це прав­ле­ния импе­ра­то­ра Неро­на (67—68 гг. н. э.), то мра­мор и ста­туи из неё были раз­во­ро­ва­ны.

Кто-то явно делал запа­сы на чёр­ный день, хотя и не смог извлечь поль­зу из сво­их при­готов­ле­ний: в полу в глу­бине кух­ни иссле­до­ва­те­ли обна­ру­жи­ли неболь­шой клад брон­зо­вых монет, зары­тый при импе­ра­то­ре Тибе­рии (14—37 гг. н. э.) и про­ле­жав­ший там почти две тыся­чи лет.


Вне­зап­но забро­шен­ная


В антич­но­сти окрест­но­сти Рима были плот­но засе­ле­ны. Зна­ме­ни­тые рим­ские доро­ги, тянув­ши­е­ся от сель­ских посе­ле­ний к домам отды­ха бога­чей, были раз­бро­са­ны меж­ду Горо­дом и вул­ка­ни­че­ским ком­плек­сом Аль­бан­ских гор (кото­рый всё же не потух: в 2016 г. он сно­ва проснул­ся и загро­хотал, хотя и добил­ся немно­го­го). «Нашу вил­лу бро­си­ли в тот момент, когда неко­то­рые ком­на­ты ещё ремон­ти­ро­ва­лись, — рас­ска­за­ла «Haaretz» Юлия Рок­ко, про­фес­сор клас­си­че­ской архео­ло­гии в уни­вер­си­те­те Рима. — Мы нашли ещё неис­поль­зо­ван­ные стро­и­тель­ные мате­ри­а­лы, а боль­шин­ство дру­гих сосед­них вилл были насе­ле­ны вплоть до VI в. н. э.».


Мастер­ская Тор Вер­га­та по рабо­те с фраг­мен­та­ми; рестав­ра­то­ры работа­ют с 7000 фраг­мен­та­ми фре­сок и шту­ка­тур­ки из горя­чих терм рим­ско­го дома у Тор Вер­га­та, Рим. Фото: Эдо­ар­до Лоли­ва / ISCR-MiBACT.

Дета­ли фраг­мен­тов фре­сок из горя­чих терм рим­ско­го дома у Тор Вер­га­та, Рим. Фото: Эдо­ар­до Лоли­ва / ISCR-MiBACT.

Архео­ло­ги собра­ли тыся­чи фраг­мен­тов фре­сок, осы­пав­ши­е­ся вме­сте с ком­нат­ны­ми сте­на­ми, по боль­шей части без­воз­врат­но утра­чен­ны­ми.

Рок­ко пояс­ни­ла, что обна­ру­же­ние рим­ской вил­лы воз­ле Рима не явля­ет­ся исклю­чи­тель­ным собы­ти­ем, но это место — один из немно­гих жилых ком­плек­сов на город­ских окра­и­нах, в кото­ром систе­ма­ти­че­ски про­во­ди­лись рас­коп­ки.

На осно­ва­нии сво­их нахо­док архео­ло­ги при­шли к выво­ду, что в тече­ние не менее чем 300 лет, со II в. до н. э. до I в. н. э., вил­лу пере­стра­и­ва­ли. Самая ран­няя её часть, по всей види­мо­сти, дати­ру­ет­ся II в. до н. э., как гово­рит Рок­ко, но затем её пере­де­лы­ва­ли для того, чтобы жить в ней, уже в эпо­ху Авгу­ста (31 г. до н. э. — 14 г. н. э.).

«В даль­ней­шие годы работы про­дол­жа­лись, были постро­е­ны бани, кото­ры­ми поль­зо­ва­лись хозя­е­ва и гости», рас­ска­зы­ва­ет она. В тер­мах име­лись сау­на (laconicum), горя­чие бани (calidarium), тепида­рий с теп­лой водой, фри­гида­рий — с холод­ной и неболь­шой бас­сейн для пла­ва­ния (natatio). «Стиль фре­сок — Чет­вер­тый пом­пей­ский — поз­во­ля­ет дати­ро­вать стро­и­тель­ство этих терм эпо­хой Юли­ев-Клав­ди­ев (14—68 гг. н. э.)», — допол­ни­ла Рок­ко.


Дета­ли фраг­мен­тов фре­сок из горя­чих терм рим­ско­го дома у Тор Вер­га­та, Рим. Кла­удио Сан­тан­же­ло. Фото: ISCR-MiBACT.

Дета­ли фраг­мен­тов фре­сок из горя­чих терм рим­ско­го дома у Тор Вер­га­та, Рим. Фото: Эдо­ар­до Лоли­ва / ISCR-MiBACT.

Фраг­мент фрес­ки из горя­чих терм рим­ско­го дома у Тор Вер­га­та, Рим. Фото: Эдо­ар­до Лоли­ва / ISCR-MiBACT.

Дета­ли фраг­мен­тов фре­сок из горя­чих терм рим­ско­го дома у Тор Вер­га­та, Рим. Фото: Эдо­ар­до Лоли­ва / ISCR-MiBACT.

Дета­ли фраг­мен­тов фре­сок из горя­чих терм рим­ско­го дома у Тор Вер­га­та, Рим. Фото: Эдо­ар­до Лоли­ва / ISCR-MiBACT.

Ком­на­ты были отде­ла­ны цвет­ны­ми мра­мор­ны­ми пли­та­ми, моза­и­ка­ми и бога­то укра­ше­ны фрес­ка­ми, доба­ви­ла она.

Кому изна­чаль­но при­над­ле­жа­ла вил­ла, мож­но толь­ко гадать. Её вла­дель­цем мог быть бога­тый земле­вла­де­лец, кото­рый устра­и­вал в тер­мах част­ные вече­рин­ки для сво­их дру­зей. Рок­ко рас­ска­за­ла «Haaretz», что обыч­но имя соб­ст­вен­ни­ка ука­зы­ва­лось на глав­ных водо­про­вод­ных тру­бах. Но не на этот раз, так что поли­ти­че­ское вли­я­ние вла­дель­ца этой вил­лы мож­но пред­по­ло­жить толь­ко по вели­чине его дома. «Конеч­но, он был доста­точ­но богат, чтобы иметь такую вил­лу». Рок­ко ука­зы­ва­ет, что в этой мест­но­сти есть и дру­гие вил­лы, соеди­нен­ные друг с дру­гом мощё­ны­ми рим­ски­ми доро­га­ми. Рим­ские земле­вла­дель­цы люби­ли эту область отча­сти из-за оби­лия воды, что поз­во­ля­ло им возде­лы­вать уча­сток и стро­ить рос­кош­ные горя­чие бани.

В октяб­ре 2017 г. тыся­чи фраг­мен­тов гип­со­вой отдел­ки и шту­ка­тур­ки из терм пере­вез­ли в лабо­ра­то­рию внут­ри быв­шей церк­ви свя­той Мар­ты в Рим­ский кол­ледж, где посе­ти­те­ли смо­гут их увидеть.

Вме­сте с Выс­шим инсти­ту­том кон­сер­ва­ции и рестав­ра­ции архео­ло­ги пыта­ют­ся из тыся­чи кусоч­ков вос­со­здать не толь­ко сами фрес­ки, но и раз­ме­ры ком­нат, кото­рые они укра­ша­ли. Рок­ко гово­рит, что это реаль­ная рестав­ра­ция, объ­еди­нён­ная с вир­ту­аль­ной. Иссле­до­ва­ние было орга­ни­зо­ва­но коман­дой про­фес­со­ров клас­си­че­ской архео­ло­гии в рим­ском уни­вер­си­те­те Тор Вер­га­та: (Мар­га­ри­та Бонан­но, Мар­чел­ла Пиза­ни, Юлия Рок­ко) и архео­ло­гом их мини­стер­ства туриз­ма и куль­ту­ры Алес­сандра Гел­ли.


Моза­ич­ный пол со встав­ка­ми из цвет­но­го мра­мо­ра в бикли­нии. Фото: Фран­чес­ка Фели­чи. Рим­ский уни­вер­си­тет Тор Вер­га­та.

Моза­ич­ный пол со встав­ка­ми из цвет­но­го мра­мо­ра в бикли­нии рим­ской вил­лы у Тор Вер­га­та. Фото: Фран­чес­ка Фели­чи. Рим­ский уни­вер­си­тет Тор Вер­га­та.

Часть тер­маль­но­го ком­плек­са в Тор Вер­га­та. Пресс-служ­ба Выс­ше­го инсти­ту­та кон­сер­ва­ции и рестав­ра­ции / ISCR-MiBACT.
Филип­пе Бостром

© 2018 г. HAARETZ.
© 2018 г. Перевод с англ.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА