02.11.2018 г.
The Jordan Times
В Джераше представлены раскопанные греко-римские статуи

После несколь­ких лет кро­пот­ли­вой работы фран­цуз­ская архео­ло­ги­че­ская экс­пе­ди­ция, рас­ка­пы­ваю­щая восточ­но-рим­ские бани в Дже­ра­ше, обна­ру­жи­ла несколь­ко нетро­ну­тых скульп­тур гре­ко-рим­ско­го пери­о­да


Скульп­ту­ры были пред­став­ле­ны обще­ст­вен­но­сти в среду в Госте­вом цен­тре в Дже­ра­ше, и это собы­тие при­влек­ло мно­же­ство мест­ных и ино­стран­ных участ­ни­ков, в том чис­ле Давида Бар­тол­ло­ти, фран­цуз­ско­го посла в Иор­да­нии, и Зияда Гуней­ма­та, гла­ву Депар­та­мен­та древ­но­стей Дже­ра­ша.

Исса Гам­мох, ответ­ст­вен­ный сек­ре­тарь Мини­стер­ства туриз­ма, в речи, про­из­не­сён­ной от име­ни мини­ст­ра Лины Аннаб, заявил, что в сле­дую­щем году будет пред­при­ня­то несколь­ко про­ек­тов с целью раз­ви­тия туриз­ма в Дже­ра­ше, в том чис­ле рекон­струк­ция база­ра Суам с целью соеди­не­ния совре­мен­но­го и антич­но­го Дже­ра­ша, и доба­вил, что сего­дня в Дже­ра­ше име­ет­ся око­ло 250 тури­сти­че­ских досто­при­ме­ча­тель­но­стей.

Ста­туи, най­ден­ные в одном месте (все­го их 27) на очень малень­ком участ­ке Боль­ших Восточ­ных бань, «поз­во­лят сде­лать посе­ще­ние Дже­ра­ша более инте­рес­ным и обо­га­тить зна­ния тури­стов, осо­бен­но студен­тов, о куль­ту­ре и наследии Иор­да­нии», — ска­зал Гам­мох в интер­вью «Джор­дан таймс» в кулу­а­рах пре­зен­та­ции.

«Мы работа­ли с 2016 по 2018 гг. в сотруд­ни­че­стве с немец­кой, фран­цуз­ской и иор­дан­ской экс­пе­ди­ци­я­ми, и это было бы невоз­мож­но без помо­щи Мини­стер­ства ино­стран­ных дел Фран­ции и Фон­да Гер­ды Хен­кель», — ска­зал про­фес­сор Томас Вебер-Кариота­кис, руко­во­ди­тель фран­цуз­ской экс­пе­ди­ции в Дже­ра­ше.

Ста­туи изо­бра­жа­ют Афро­ди­ту, гре­ко-рим­скую боги­ню люб­ви, и Зев­са, вер­хов­но­го бога олим­пий­ско­го пан­тео­на, а так­же муз, вос­седаю­щих на тро­нах. Колос­саль­ная фигу­ра Афро­ди­ты изва­я­на из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра из обла­сти Афин, а скульп­ту­ра Зев­са — из мра­мо­ра с севе­ра Гре­ции, — ска­зал Вебер-Кариота­кис.

Вебер-Кариота­кис доба­вил, что работа экс­пе­ди­ции под руко­вод­ст­вом фран­цуз­ско­го учё­но­го Тома Лепа­на и его само­го ста­ла про­дол­же­ни­ем иссле­до­ва­ния, про­ведён­но­го заслу­жен­ным архео­ло­гом Жаком Сей­нья, кото­рый в тече­ние несколь­ких деся­ти­ле­тий изу­чал бога­тое куль­тур­ное наследие Дже­ра­ша.

Как сооб­щил немец­кий спе­ци­а­лист, на поста­мен­те ста­туи Афро­ди­ты име­ет­ся гре­че­ская над­пись дли­ной в пять строк, в кото­рой сооб­ща­ет­ся, что ста­тую пода­рил горо­ду мест­ный жрец по име­ни Демет­рий, и ука­за­на необы­чай­но точ­ная дата посвя­ще­ния — око­ло 20 мар­та 154 г. н. э.

В гре­ко-рим­ской мифо­ло­гии музы носи­ли сле­дую­щие име­на: Кал­лио­па, муза эпи­че­ской поэ­зии; Клио, муза исто­рии; Эра­то, муза лири­че­ской поэ­зии; Эвтер­па, муза музы­ки; Мель­по­ме­на, муза тра­гедии; Поли­гим­ния, муза свя­щен­ной поэ­зии; Тер­пси­хо­ра, муза тан­цев и пения; Талия, муза комедии и идил­лии; и Ура­ния, муза аст­ро­но­мии.

Как пояс­нил иссле­до­ва­тель, этот мону­мен­таль­ный бан­ный ком­плекс — один из круп­ней­ших и луч­ше все­го сохра­нив­ших­ся на всём Восто­ке, — был постро­ен во вто­рой поло­вине II в. н. э. в долине ручья Хри­сорроя, а затем рас­ши­рен в кон­це это­го же или нача­ле сле­дую­ще­го века, в прав­ле­ние импе­ра­то­ров из дина­стии Севе­ров.

Он доба­вил, что стро­и­тель­ные работы в прав­ле­ние Севе­ров в основ­ном про­во­ди­лись в зале со стол­ба­ми и эксед­рой, «при­стро­ен­ном с севе­ра к изна­чаль­но­му ядру бан­но­го ком­плек­са».

Иссле­до­ва­тель ска­зал, что этот зал напо­ми­нал «импе­ра­тор­ские залы» в Малой Азии и, судя по мно­го­чис­лен­ным базам ста­туй с гре­че­ски­ми над­пи­ся­ми, был укра­шен скульп­ту­ра­ми.

Цель трёх сезо­нов рас­ко­пок состо­я­ла в том, чтобы выявить архи­тек­тур­ные свя­зи меж­ду бан­ным ком­плек­сом и залом со стол­ба­ми и полу­чить новые сведе­ния о деко­ра­тив­ной скульп­тур­ной про­грам­ме, — ска­зал Вебер-Кариота­кис.

«Важ­ную роль в экс­пе­ди­ции сыг­рал италь­ян­ский спе­ци­а­лист-рестав­ра­тор Фран­ко Шорил­ли, кото­рый 24 года работал над раз­лич­ны­ми про­ек­та­ми в Иор­да­нии и в целом в этом реги­оне», — ска­зал Вебер-Кариота­кис, доба­вив, что хотя он — один из несколь­ких ино­стран­ных спе­ци­а­ли­стов, но «после деся­ти­ле­тий работы в Иор­да­нии он ощу­ща­ет себя насто­я­щим иор­дан­цем».

Саиб Рава­шдех, Ахмед Бани Муста­фа






© 2018 г. The Archaeology News Network.
© 2018 г. Фото: The Jordan Times.
© 2018 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА