The Jordan Times |
Скульптуры были представлены общественности в среду в Гостевом центре в Джераше, и это событие привлекло множество местных и иностранных участников, в том числе Давида Бартоллоти, французского посла в Иордании, и Зияда Гунеймата, главу Департамента древностей Джераша.
Исса Гаммох, ответственный секретарь Министерства туризма, в речи, произнесённой от имени министра Лины Аннаб, заявил, что в следующем году будет предпринято несколько проектов с целью развития туризма в Джераше, в том числе реконструкция базара Суам с целью соединения современного и античного Джераша, и добавил, что сегодня в Джераше имеется около 250 туристических достопримечательностей.
Статуи, найденные в одном месте (всего их 27) на очень маленьком участке Больших Восточных бань, «позволят сделать посещение Джераша более интересным и обогатить знания туристов, особенно студентов, о культуре и наследии Иордании», — сказал Гаммох в интервью «Джордан таймс» в кулуарах презентации.
«Мы работали с 2016 по 2018 гг. в сотрудничестве с немецкой, французской и иорданской экспедициями, и это было бы невозможно без помощи Министерства иностранных дел Франции и Фонда Герды Хенкель», — сказал профессор Томас Вебер-Кариотакис, руководитель французской экспедиции в Джераше.
Статуи изображают Афродиту, греко-римскую богиню любви, и Зевса, верховного бога олимпийского пантеона, а также муз, восседающих на тронах. Колоссальная фигура Афродиты изваяна из пентелийского мрамора из области Афин, а скульптура Зевса — из мрамора с севера Греции, — сказал Вебер-Кариотакис.
Вебер-Кариотакис добавил, что работа экспедиции под руководством французского учёного Тома Лепана и его самого стала продолжением исследования, проведённого заслуженным археологом Жаком Сейнья, который в течение нескольких десятилетий изучал богатое культурное наследие Джераша.
Как сообщил немецкий специалист, на постаменте статуи Афродиты имеется греческая надпись длиной в пять строк, в которой сообщается, что статую подарил городу местный жрец по имени Деметрий, и указана необычайно точная дата посвящения — около 20 марта 154 г. н. э.
В греко-римской мифологии музы носили следующие имена: Каллиопа, муза эпической поэзии; Клио, муза истории; Эрато, муза лирической поэзии; Эвтерпа, муза музыки; Мельпомена, муза трагедии; Полигимния, муза священной поэзии; Терпсихора, муза танцев и пения; Талия, муза комедии и идиллии; и Урания, муза астрономии.
Как пояснил исследователь, этот монументальный банный комплекс — один из крупнейших и лучше всего сохранившихся на всём Востоке, — был построен во второй половине II в. н. э. в долине ручья Хрисорроя, а затем расширен в конце этого же или начале следующего века, в правление императоров из династии Северов.
Он добавил, что строительные работы в правление Северов в основном проводились в зале со столбами и экседрой, «пристроенном с севера к изначальному ядру банного комплекса».
Исследователь сказал, что этот зал напоминал «императорские залы» в Малой Азии и, судя по многочисленным базам статуй с греческими надписями, был украшен скульптурами.
Цель трёх сезонов раскопок состояла в том, чтобы выявить архитектурные связи между банным комплексом и залом со столбами и получить новые сведения о декоративной скульптурной программе, — сказал Вебер-Кариотакис.
«Важную роль в экспедиции сыграл итальянский специалист-реставратор Франко Шорилли, который 24 года работал над различными проектами в Иордании и в целом в этом регионе», — сказал Вебер-Кариотакис, добавив, что хотя он — один из нескольких иностранных специалистов, но «после десятилетий работы в Иордании он ощущает себя настоящим иорданцем».