19.11.2018 г.
The History Blog
В Помпеях найдена прекрасная фреска с Ледой и лебедем

Фрес­ка с Ледой и лебедем в V рай­оне Пом­пей. Фото: Чеза­ре Абба­те.

Может пока­зать­ся, что раз в месяц рас­коп­ки в V рай­оне Пом­пей появ­ля­ют­ся в заго­лов­ках прес­сы по все­му миру, — и это дей­ст­ви­тель­но так. Послед­ним откры­ти­ем ста­ла пре­крас­ная фрес­ка с изо­бра­же­ни­ем мифо­ло­ги­че­ско­го меж­видо­во­го опло­до­тво­ре­ния Леды Зев­сом в обра­зе лебедя. Она най­де­на на стене куби­ку­ла (спаль­ни) во вре­мя работ по укреп­ле­нию зда­ний, выхо­дя­щих на ули­цу Везу­вио. Спаль­ня нахо­дит­ся рядом с коридо­ром, где про­шлым летом была най­де­на фрес­ка с При­а­пом, взве­ши­ваю­щим свой фал­лос.


Фото: Чеза­ре Абба­те.

Созда­тель фрес­ки, веро­ят­но, вдох­нов­лял­ся зна­ме­ни­той гре­че­ской ста­ту­ей IV в. до н. э. работы Тимо­фея, кото­рая изо­бра­жа­ет Леду, искус­но задра­пи­ро­ван­ную так, чтобы выглядеть обна­жён­ной, фор­маль­но не будучи тако­вой; она защи­ща­ет сво­его боже­ст­вен­но­го любов­ни­ка-лебедя от ата­ку­ю­ще­го его орла. Хотя на ста­ту­ях Леда сто­ит, а на фрес­ке — сидит в рас­слаб­лен­ной позе, но соче­та­ние тон­чай­шей тка­ни «при­кры­ваю­щей» её грудь, и более тяжё­лых скла­док, спа­даю­щих меж­ду её бёдер, харак­тер­но для сти­ля Тимо­фея.


Архео­лог рас­чи­ща­ет фрес­ку с Ледой и лебедем. Фото: Чеза­ре Абба­те.

На толь­ко что най­ден­ной фрес­ке лебедь сидит на коле­нях у Леды лицом к ней, и их пахо­вые обла­сти очень явст­вен­но сопри­ка­са­ют­ся. Леда смот­рит чув­ст­вен­ным, маня­щим взглядом пря­мо на зри­те­ля. Мифо­ло­ги­че­ский мотив исполь­зо­ван для созда­ния эро­ти­че­ски сти­му­ли­ру­ю­ще­го укра­ше­ния спаль­ни, где, как оча­ро­ва­тель­но выра­зил­ся Мас­си­мо Озан­на, дирек­тор Архео­ло­ги­че­ско­го пар­ка Пом­пей в интер­вью агент­ству ANSA, «люди мог­ли не толь­ко спать, но и зани­мать­ся дру­ги­ми дела­ми».


Фото: Чеза­ре Абба­те.

«Секс — дви­га­тель тор­гов­ли»: на про­тя­же­нии веков гре­че­ская мифо­ло­гия под­твер­жда­ет, что это кли­ше име­ет под собой осно­ва­ния, и сце­на сек­са с лебедем работы Тимо­фея была чрез­вы­чай­но попу­ляр­на. Сохра­ни­лось более двух дюжин рим­ских копий этой скульп­ту­ры; вари­а­ции на эту тему най­де­ны во всех жан­рах, от фре­сок до сереб­ря­ных релье­фов, на рим­ских архео­ло­ги­че­ских участ­ках вокруг Неа­по­ли­тан­ско­го зали­ва.

Эта сце­на, пол­ная чув­ст­вен­но­сти, изо­бра­жа­ет союз Юпи­те­ра, пре­вра­тив­ше­го­ся в лебедя, и Леды, жены царя Тин­да­рея. От этих объ­я­тий, спер­ва с Юпи­те­ром, затем с Тин­да­ре­ем, из яйца родят­ся близ­не­цы Кастор и Пол­лукс (Дио­с­ку­ры), а так­же Еле­на, буду­щая жена царя Мене­лая и при­чи­на Тро­ян­ской вой­ны, — и Кли­тем­не­стра, позд­нее неве­ста (и убий­ца) Ага­мем­но­на, царя Аргоса и бра­та Мене­лая.

В Пом­пе­ях эпи­зод с Юпи­те­ром и Ледой поль­зо­вал­ся опре­де­лён­ной попу­ляр­но­стью: он засвиде­тель­ст­во­ван в раз­ных домах, с раз­лич­ной ико­но­гра­фи­ей (обыч­но жен­щи­на изо­бра­же­на сто­я­щей, а не сидя­щей, как на новой фрес­ке, а в неко­то­рых слу­ча­ях она изо­бра­же­на не в момент сои­тия). Раз­лич­ные изо­бра­же­ния это­го сюже­та мы видим в домах Кифа­реда, Вене­ры в Рако­вине, Цари­цы Мар­га­ри­ты, Меле­а­г­ра, Цвет­ных капи­те­лей (или Ари­ад­ны), Антич­ной охоты, Фабия Руфа, Фон­та­на люб­ви, а воз­мож­но, и в домах Луция Рапи­на­зия Опта­та и Золотых Купидо­нов.

Чтобы не под­вер­гать опас­но­сти само зда­ние, даль­ней­шие рас­коп­ки про­во­дить­ся не будут, а это озна­ча­ет, что мы вряд ли узна­ем что-либо о его вла­дель­це, кро­ме того, что у него были очень доро­го­сто­я­щие худо­же­ст­вен­ные вку­сы. Сей­час ведёт­ся спор о том, как луч­ше сохра­нить две уже най­ден­ные фрес­ки исклю­чи­тель­но высо­ко­го каче­ства — Леду и При­а­па, — и, воз­мож­но, потре­бу­ет­ся даже уда­лить их. Рань­ше к этой край­ней мере при­бе­га­ли посто­ян­но, но сего­дня, когда архео­ло­гия не сво­дит­ся к охотой за сокро­ви­ща­ми для бла­готво­ри­те­лей и учреж­де­ний, это дела­ет­ся ред­ко. Экс­пер­ты иссле­ду­ют фрес­ки на месте и опре­де­лят, тре­бу­ют­ся ли спа­са­тель­ные работы.


Фрес­ка с При­а­пом во вход­ном коридо­ре. Фото: Мас­си­мо Озан­на, Архео­ло­ги­че­ский парк Пом­пей.

Фрес­ка с При­а­пом. Фото: Мас­си­мо Озан­на, Архео­ло­ги­че­ский парк Пом­пей.

© 2018 г. The History Blog.
© 2018 г. Цит. из статьи: Parco Archeologico di Pompei.
© 2018 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА