The History Blog |
Может показаться, что раз в месяц раскопки в V районе Помпей появляются в заголовках прессы по всему миру, — и это действительно так. Последним открытием стала прекрасная фреска с изображением мифологического межвидового оплодотворения Леды Зевсом в образе лебедя. Она найдена на стене кубикула (спальни) во время работ по укреплению зданий, выходящих на улицу Везувио. Спальня находится рядом с коридором, где прошлым летом была найдена фреска с Приапом, взвешивающим свой фаллос.
Создатель фрески, вероятно, вдохновлялся знаменитой греческой статуей IV в. до н. э. работы Тимофея, которая изображает Леду, искусно задрапированную так, чтобы выглядеть обнажённой, формально не будучи таковой; она защищает своего божественного любовника-лебедя от атакующего его орла. Хотя на статуях Леда стоит, а на фреске — сидит в расслабленной позе, но сочетание тончайшей ткани «прикрывающей» её грудь, и более тяжёлых складок, спадающих между её бёдер, характерно для стиля Тимофея.
На только что найденной фреске лебедь сидит на коленях у Леды лицом к ней, и их паховые области очень явственно соприкасаются. Леда смотрит чувственным, манящим взглядом прямо на зрителя. Мифологический мотив использован для создания эротически стимулирующего украшения спальни, где, как очаровательно выразился Массимо Озанна, директор Археологического парка Помпей в интервью агентству ANSA, «люди могли не только спать, но и заниматься другими делами».
«Секс — двигатель торговли»: на протяжении веков греческая мифология подтверждает, что это клише имеет под собой основания, и сцена секса с лебедем работы Тимофея была чрезвычайно популярна. Сохранилось более двух дюжин римских копий этой скульптуры; вариации на эту тему найдены во всех жанрах, от фресок до серебряных рельефов, на римских археологических участках вокруг Неаполитанского залива.
В Помпеях эпизод с Юпитером и Ледой пользовался определённой популярностью: он засвидетельствован в разных домах, с различной иконографией (обычно женщина изображена стоящей, а не сидящей, как на новой фреске, а в некоторых случаях она изображена не в момент соития). Различные изображения этого сюжета мы видим в домах Кифареда, Венеры в Раковине, Царицы Маргариты, Мелеагра, Цветных капителей (или Ариадны), Античной охоты, Фабия Руфа, Фонтана любви, а возможно, и в домах Луция Рапиназия Оптата и Золотых Купидонов.
Чтобы не подвергать опасности само здание, дальнейшие раскопки проводиться не будут, а это означает, что мы вряд ли узнаем что-либо о его владельце, кроме того, что у него были очень дорогостоящие художественные вкусы. Сейчас ведётся спор о том, как лучше сохранить две уже найденные фрески исключительно высокого качества — Леду и Приапа, — и, возможно, потребуется даже удалить их. Раньше к этой крайней мере прибегали постоянно, но сегодня, когда археология не сводится к охотой за сокровищами для благотворителей и учреждений, это делается редко. Эксперты исследуют фрески на месте и определят, требуются ли спасательные работы.