23.11.2018 г.
La Stampa
Знатная итальянская семья борется за крупнейшую в мире частную коллекцию мраморных статуй

Ста­туи на вил­ле Тор­ло­ния.

Суд забло­ки­ро­вал экс­пат­ри­а­цию про­из­веде­ний искус­ства, при­над­ле­жа­щих семье Тор­ло­ния. Реша­ет­ся судь­ба круп­ней­шей в мире част­ной кол­лек­ции, кото­рая оце­ни­ва­ет­ся при­мер­но в два мил­ли­ар­да евро: 620 мра­мор­ных скульп­тур, вил­ла и кар­тин­ная гале­рея.

Даже Бер­лу­с­ко­ни не сумел раз­бло­ки­ро­вать 620 бес­цен­ных мра­мор­ных скульп­тур из кол­лек­ции Тор­ло­ния, круп­ней­шей част­ной кол­лек­ции в мире, кото­рая исчез­ла в под­ва­ле зда­ния на ули­це Лун­га­ра, где в 1970-е годы вме­сто музея появи­лись мини-апар­та­мен­ты. Но смерть кня­зя Алек­сандра и после­до­вав­шая за ней жесто­кая борь­ба за наслед­ство вновь при­влек­ли все­об­щее вни­ма­ние к этой исто­рии и к ста­ту­ям, кото­рые на про­тя­же­нии мно­гих лет не толь­ко покры­ва­ют­ся пылью в под­ва­ле, но и под­вер­га­ют­ся серь­ёз­но­му рис­ку «эми­гра­ции» за море. Но сего­дня, бла­го­да­ря Кар­ло Тор­ло­ния, наслед­ни­ку титу­ла, суд аре­сто­вал мра­мор­ные скульп­ту­ры, кар­тин­ную гале­рею и зна­чи­тель­ную часть семей­но­го наслед­ства.

В «бра­то­убий­ст­вен­ной» войне за наслед­ство князь Карл борет­ся про­тив сво­их сестёр и бра­та — Пао­лы, Фран­че­ски и Джу­лио. Огром­ное наслед­ство вклю­ча­ет не толь­ко собра­ние про­из­веде­ний искус­ства, но и вил­лу Тор­ло­ния (ранее вил­ла Аль­ба­ни), где жил Бени­то Мус­со­ли­ни, и несколь­ко дру­гих потря­саю­щих зда­ний.


Вил­ла Тор­ло­ния, дво­рян­ская рези­ден­ция в Риме. В 20-е годы здесь жил Бени­то Мус­со­ли­ни. Когда раз­ра­зи­лась вой­на, он при­ка­зал постро­ить полу­по­д­валь­ный бун­кер в еврей­ских ката­ком­бах.

Наслед­ни­ки вою­ют не толь­ко за огром­ное состо­я­ние, но и за фами­лию (часть исто­рии Ита­лии), а так­же за судь­бу про­из­веде­ний искус­ства, кото­рые явля­ют­ся не толь­ко част­ным досто­я­ни­ем, но и досто­я­ни­ем все­го чело­ве­че­ства. Веро­ят­но, имен­но поэто­му судья вче­ра при­знал, что Кар­ло Тор­ло­ния прав, усмат­ри­вая опас­ность рас­сре­дото­че­ния объ­ек­тов. Это реше­ние защи­ща­ет не толь­ко наслед­ни­ка, но и зна­чи­тель­ную часть худо­же­ст­вен­но­го наследия Ита­лии.

Кол­лек­ция Тор­ло­ния была собра­на в резуль­та­те ряда архео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок, кото­рые ари­сто­кра­ти­че­ская семья про­ве­ла на сво­ей зем­ле, но не толь­ко. Мно­гие работы «куп­ле­ны» у знат­ных семейств, нахо­див­ших­ся в затруд­ни­тель­ных обсто­я­тель­ствах. Сре­ди мра­мор­ных скульп­тур — колос­саль­ная голо­ва Апол­ло­на работы Кана­ха, а так­же «Атлет» работы Миро­на, рельеф Пор­та с изо­бра­же­ни­ем зда­ний, кораб­лей, богов-покро­ви­те­лей и ком­мер­че­ской жиз­ни пор­та древ­не­го Рима, сар­ко­фаг Гек­то­ра. Сло­вом, экс­пер­ты счи­та­ют эту кол­лек­цию даже более зна­чи­мой, чем собра­ния Капи­то­лий­ских и Вати­кан­ских музеев.

Князь Кар­ло Тор­ло­ния пред­по­чи­та­ет не выска­зы­вать­ся и лишь крат­ко про­ком­мен­ти­ро­вал ситу­а­цию так: «Я бы пред­по­чёл, чтобы эти про­из­веде­ния искус­ства нахо­ди­лись в музее мое­го име­ни, напри­мер, в палац­цо Жиро-Тор­ло­ния, доступ­ном для граж­дан все­го мира». А его юрист Адри­а­на Боска­льи, про­сла­вив­ша­я­ся сво­им уча­сти­ем в разде­лах мно­го­мили­он­ных наследств, объ­яс­ня­ет, что «пре­вен­тив­ная защи­та ста­но­вит­ся необ­хо­ди­мой ввиду неко­то­рых поступ­ков сона­след­ни­ков и душе­при­каз­чи­ка, кото­рые, по наше­му мне­нию, опре­де­лён­но могут при­чи­нить ущерб наслед­ст­вен­ным пра­вам мое­го кли­ен­та». В апел­ля­ции утвер­жда­ет­ся, что Кар­ло Тор­ло­ния «лишь слу­чай­но» узнал, напри­мер, об учреж­де­нии Фон­да Тор­ло­ния — в кото­ром не при­ни­ма­ют уча­стия ни он сам, ни его дети, — и кото­рый взял на себя управ­ле­ние все­ми огром­ны­ми кол­лек­ци­я­ми про­из­веде­ний искус­ства, пре­до­став­лен­ны­ми для вре­мен­ных экс­по­зи­ций.

«Эта мера, — объ­яс­ня­ет Боска­льи, — долж­на пред­от­вра­тить не толь­ко рас­сре­дото­че­ние дви­жи­мо­го иму­ще­ства, напри­мер, ста­туй, но и заклю­че­ние сде­лок меж­ду юриди­че­ски­ми лица­ми». Опа­се­ния по пово­ду «экс­пат­ри­а­ции про­из­веде­ний искус­ства» разо­жгла встре­ча дей­ст­ву­ю­ще­го пре­зи­ден­та бан­ка Фучи­но с пред­ста­ви­те­ля­ми музея Пола Гет­ти, состо­яв­ша­я­ся в Соеди­нён­ных шта­тах, судя по аме­ри­кан­ским судеб­ным доку­мен­там, пред­став­лен­ным вни­ма­нию италь­ян­ско­го судьи. Гово­ри­ли ли они о ста­ту­ях? Из этих же доку­мен­тов извест­но, что 30 экс­пер­тов-искус­ст­во­ве­дов были направ­ле­ны в Рим для оцен­ки работ и гости­ли на вил­ле Аль­ба­ни в 2016 г. Эти обсто­я­тель­ства убеди­ли италь­ян­ско­го судью при­оста­но­вить пере­ход наслед­ства до про­яс­не­ния обсто­я­тельств, а затем перей­ти к разде­лу.

Мар­та Кор­би

© 2018 г. LaStampa.it
© 2019 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА