27.12.2018 г.
Государственный Эрмитаж
Считающаяся потерянной Виктория Кальватоне из Античного собрания Берлина снова найдена в Санкт-Петербурге

Эрми­таж и гер­ман­ские кол­ле­ги дого­во­ри­лись о сов­мест­ном иссле­до­ва­нии Вик­то­рии Каль­ва­тоне, древ­не­рим­ской скульп­ту­ры, кото­рая была пере­ме­ще­на в Рос­сию и недав­но была выде­ле­на из общей мас­сы скульп­тур­ных памят­ни­ков для спе­ци­аль­но­го иссле­до­ва­ния и рестав­ра­ции.


Сов­мест­ность работы — часть рецеп­та, рож­дён­но­го рос­сий­ски­ми и гер­ман­ски­ми уче­ны­ми для тако­го типа экс­по­на­тов.

Поте­рян­ная в годы вой­ны скульп­ту­ра «Вик­то­рия Каль­ва­тоне» из Антич­но­го собра­ния Государ­ст­вен­ных музеев Бер­ли­на, кото­рая до 1939 года нахо­ди­лась в Ста­ром музее на Музей­ном ост­ро­ве в Бер­лине, была в ходе науч­ных иссле­до­ва­ний сно­ва обна­ру­же­на в Рос­сии. Об этом сооб­ща­ет ста­тья в пре­до­став­лен­ном Фон­ду прус­ско­го куль­тур­но­го наследия науч­ном жур­на­ле Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа в Санкт-Петер­бур­ге. В ста­тье гово­рит­ся, что ста­туя Вик­то­рии при поступ­ле­нии в Эрми­таж в 1946 году была вне­се­на в инвен­тарь как фран­цуз­ская скульп­ту­ра XVII века. Дол­гие годы она нахо­ди­лась в спе­ци­аль­ном фон­де музея, и совсем недав­но появи­лась воз­мож­ность иссле­до­вать и иден­ти­фи­ци­ро­вать скульп­ту­ру. В резуль­та­те работы с архив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми и на осно­ва­нии тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­че­ской экс­пер­ти­зы рос­сий­ским спе­ци­а­ли­стам уда­лось опре­де­лить про­ис­хож­де­ние объ­ек­та в чис­ле пере­ме­щен­ных куль­тур­ных цен­но­стей, посту­пив­ших из музеев Бер­ли­на.

Пре­зи­дент Фон­да прус­ско­го куль­тур­но­го наследия Гер­ман Пар­цин­гер и дирек­тор Эрми­та­жа Миха­ил Пиотров­ский дого­во­ри­лись о сов­мест­ном науч­ном изу­че­нии и рестав­ра­ции скульп­ту­ры.

Пар­цин­гер побла­го­да­рил рос­сий­ских кол­лег за откры­тое иссле­до­ва­ние: «Эрми­таж и Государ­ст­вен­ные музеи Бер­ли­на в тече­ние несколь­ких лет ведут хоро­шее про­фес­сио­наль­ное обще­ние и реа­ли­зо­ва­ли мно­го­чис­лен­ные общие выста­воч­ные про­ек­ты, в том чис­ле с уча­сти­ем пере­ме­щён­ных во вре­мя вой­ны куль­тур­ных цен­но­стей. При­мер — недав­няя выстав­ка «Брон­зо­вый век. Евро­па без гра­ниц». Теперь науч­ное иссле­до­ва­ние скульп­ту­ры «Вик­то­рия Каль­ва­тоне» станет нача­лом сле­дую­ще­го эта­па пре­вос­ход­но­го, осно­ван­но­го на дове­рии сотруд­ни­че­ства».

Миха­ил Пиотров­ский под­черк­нул: «Эрми­таж и гер­ман­ские музеи выра­бота­ли хоро­ший рецепт науч­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия, в том чис­ле и в дели­кат­ных сфе­рах. Оно про­дол­жа­ет­ся в кон­крет­ных иссле­до­ва­тель­ских про­ек­тах и в про­ек­те “Вик­то­рия Каль­ва­тоне”, в част­но­сти».

Вик­то­рия была най­де­на в 1836 году вбли­зи Каль­ва­тоне в Ита­лии, в Лом­бар­дии, на гра­ни­це про­вин­ций Кре­мо­на и Ман­туя. В 1837 году вышла пер­вая пуб­ли­ка­ция наход­ки. В декаб­ре 1841 года Густав Фри­дрих Ваген, дирек­тор кар­тин­ной гале­реи, при­об­рёл кол­лек­цию скульп­тур для Королев­ско­го музея в Бер­лине, куда она посту­пи­ла вес­ной 1842 года. В 1939 году она, как и мно­гие дру­гие музей­ные пред­ме­ты, была пере­не­се­на в Импер­ский монет­ный двор на пло­ща­ди Моль­кен­маркт. После окон­ча­ния вой­ны она счи­та­лась поте­рян­ной и была опуб­ли­ко­ва­на в ката­ло­ге поте­рян­ных экс­по­на­тов Антич­ных собра­ний (2005). Задо­ку­мен­ти­ро­ван­ным был толь­ко вывоз ста­туи Вик­то­рии рус­ски­ми тро­фей­ны­ми бри­га­да­ми.



Вик­то­рия Каль­ва­тоне — это шедевр вре­мен Рим­ской импе­рии, создан­ный на осно­ве ком­по­зи­ции и ста­ту­ар­ных моти­вов про­из­веде­ний более ран­не­го вре­ме­ни. Тело напо­ми­на­ет о тан­цу­ю­щей Мена­де элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да, голо­ва вос­хо­дит к клас­си­че­ским фор­мам V века до н. э. Брон­зо­вая ста­туя высотой 170 см была позо­ло­че­на. Соглас­но над­пи­си на шаре (CIL V 4089: VICTORIAE AUG / ANTONINI ET VERI / MARCUS SATRIUS MAIOR) ста­туя Вик­то­рии была уста­нов­ле­на в пери­од прав­ле­ния Мар­ка Авре­лия и Люция Вера (161—169 гг. н. э.), пред­по­ло­жи­тель­но по слу­чаю победы в пар­фян­ской войне Люция Вера в 162—165 годах н. э. Боги­ня победы на небес­ной сфе­ре сим­во­ли­зи­ро­ва­ла внеш­не­по­ли­ти­че­ские успе­хи рим­ских импе­ра­то­ров. Вик­то­рия была най­де­на в четы­рёх частях: торс, голо­ва, пра­вая рука и сфе­ра с над­пи­сью. Вско­ре после наход­ки фраг­мен­ты скульп­ту­ры соеди­ни­ли в еди­ную ком­по­зи­цию. На более позд­нем эта­пе, веро­ят­но, после поступ­ле­ния в музеи Бер­ли­на, в рестав­ра­ци­он­ной мастер­ской были допол­не­ны отсут­ст­ву­ю­щие части фигу­ры — левое пред­пле­чье, левая нога и кры­лья. В 1871 году был создан сле­пок скульп­ту­ры.



По мате­ри­а­лам: А. В. Вилен­ская, А. Н. Апо­на­сен­ко. «Вик­то­рия Каль­ва­тоне»: судь­ба одно­го памят­ни­ка» // СГЭ LXXIV, СПб. 2016, с. 106—113.


Науч­ный семи­нар «Вик­то­рия Каль­ва­тоне: про­бле­мы иссле­до­ва­ния и рестав­ра­ции»

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА