23.12.2018 г.
Parco archeologico di Pompei
В конюшне под Помпеями найден третий породистый конь с богатой военной сбруей

Гип­со­вый сле­пок пер­во­го коня с остан­ка­ми ещё двух коней в конюшне. Фото: Чеза­ре Абба­те, ANSA.

В про­шлом мар­те опе­ра­ция Архео­ло­ги­че­ско­го пар­ка, про­ведён­ная сов­мест­но с государ­ст­вен­ной про­ку­ра­ту­рой Тор­ре Аннан­ци­а­та (с уча­сти­ем стар­ше­го про­ку­ро­ра Алес­сан­дро Пен­на­зи­ли­ко и помощ­ни­ка про­ку­ро­ра Пьер­па­о­ло Филип­пел­ли), коман­до­ва­ни­ем отде­ле­ния кара­би­не­ров в Тор­ре Аннун­ци­а­то и отрядом защи­ты куль­тур­но­го наследия Неа­по­ля поло­жи­ла нача­ло важ­ным рас­коп­кам в Север­ной зоне за сте­ной архео­ло­ги­че­ско­го участ­ка Пом­пей с целью пре­кра­ще­ния неза­кон­ной дея­тель­но­сти «чёр­ных архео­ло­гов», нано­ся­щей ущерб архео­ло­ги­че­ско­му наследию этой зоны.

В ходе этих рас­ко­пок было обна­ру­же­но несколь­ко слу­жеб­ных поме­ще­ний боль­шой при­го­род­ной вил­лы, исклю­чи­тель­но хоро­шо сохра­нив­ших­ся, а в них — раз­лич­ные наход­ки (амфо­ры, кухон­ные при­над­леж­но­сти, часть дере­вян­ной кро­ва­ти, с кото­рой уда­лось сде­лать сле­пок). Сре­ди этих поме­ще­ний была иден­ти­фи­ци­ро­ва­на конюш­ня дан­но­го поме­стья, где иссле­до­ва­те­ли сня­ли сле­пок с поро­ди­сто­го коня.

На пер­вом эта­пе рас­ко­пок были иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны дере­вян­ные ясли, с кото­рых снят сле­пок, пол­ный кон­тур тела коня и ног вто­ро­го живот­но­го. В ходе новых рас­ко­пок, начав­ших­ся в июле, было откры­то всё поме­ще­ние цели­ком и обна­ру­же­ны осталь­ные части тела вто­ро­го коня, а так­же тре­тий конь с остат­ка­ми рос­кош­ной сбруи воен­но­го типа.

Один из них лежит на пра­вом боку, его череп скло­нён к пере­д­ней левой ноге. Веро­ят­но, он был при­вя­зан к яслям и не сумел осво­бо­дить­ся.

Вто­рой лежит на левом боку, под ниж­ней челю­стью сохра­нил­ся желез­ный мунд­штук. Из-за тон­не­ля, про­ры­то­го «чёр­ны­ми архео­ло­га­ми» и после­дую­ще­го цемен­ти­ро­ва­ния поло­сти, ока­за­лось невоз­мож­ным сде­лать сле­пок третье­го коня.

Когда архео­ло­ги рас­ка­пы­ва­ли тело, они извлек­ли пять брон­зо­вых арте­фак­тов. В боко­вых частях груд­ной клет­ки, силь­но постра­дав­ших, обна­ру­же­ны четы­ре пред­ме­та из хвой­но­го дере­ва, обли­цо­ван­ных брон­зой, в фор­ме полу­ме­ся­ца; пятый пред­мет, тоже брон­зо­вый, обна­ру­жен­ный под брю­хом, рядом с пере­д­ни­ми нога­ми, состо­ит из трёх крюч­ков с заклёп­ка­ми, при­креп­лён­ных к дис­ку с помо­щью коль­ца.

Фор­ма этих эле­мен­тов и их сопо­став­ле­ние с лите­ра­тур­ны­ми источ­ни­ка­ми поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что это части сед­ла опре­де­лён­но­го типа — четы­рёхро­го­го: оно состо­я­ло из дере­вян­но­го кар­ка­са с четырь­мя рога­ми, дву­мя пере­д­ни­ми и дву­мя зад­ни­ми, покры­то­го брон­зо­вы­ми пла­сти­на­ми; эта кон­струк­ция слу­жи­ла для ста­би­ли­за­ции всад­ни­ка в эпо­ху, когда ещё не изо­бре­ли стре­ме­на. Такие сёд­ла исполь­зо­ва­лись в рим­ском мире с I в. до н. э., преж­де все­го, в армии. Каж­дая сбруя име­ла четы­ре коль­це­вых соеди­не­ния, поз­во­ляв­ших свя­зать кожа­ные рем­ни и зафик­си­ро­вать сед­ло на спине коня. Мож­но не сомне­вать­ся, что перед нами — парад­ная воен­ная сбруя.

Послед­ние эле­мен­ты, кото­рые мож­но отне­сти к «убран­ству» (ornamenta) коня, обна­ру­же­ны за спи­ной, где следы рас­ти­тель­ных воло­кон поз­во­ля­ют пред­по­ла­гать при­сут­ст­вие дра­пи­ров­ки или покры­ва­ла, и меж­ду зад­ни­ми и пере­д­ни­ми нога­ми, где послед­ний сле­пок ука­зы­ва­ет на при­сут­ст­вие меш­ка. Веро­ят­но, часть отсут­ст­ву­ю­щей сбруи укра­де­на «чёр­ны­ми архео­ло­га­ми».

«Три коня, как, пожа­луй, и най­ден­ный пер­вым и уже иссле­до­ван­ный, долж­ны при­над­ле­жать к “самой чисто­кров­ной поро­де”; это были пред­ста­ви­тель­ские кони, судя по их круп­ным раз­ме­рам (веро­ят­но — резуль­тат тща­тель­ной селек­ции) и цен­ной сбруе из желе­за и брон­зы», — под­чёр­ки­ва­ет гене­раль­ный дирек­тор Мас­си­мо Озан­на.

«Эти исклю­чи­тель­ные наход­ки под­твер­жда­ют, что перед нами рос­кош­ная усадь­ба с ком­на­та­ми, бога­то обстав­лен­ны­ми и укра­шен­ны­ми фрес­ка­ми, с вели­ко­леп­ны­ми терра­са­ми с видом на Неа­по­ли­тан­ский залив и ост­ров Капри, спус­кав­ши­ми­ся вниз и выхо­див­ши­ми к Неа­по­ли­тан­ско­му зали­ву, а так­же с про­дук­тив­ной слу­жеб­ной зоной с гум­ном, скла­да­ми мас­ла и вина, и обшир­ны­ми, хоро­шо возде­лан­ны­ми земель­ны­ми уго­дья­ми, что под­твер­жда­ют так­же пер­вые рас­коп­ки, про­ведён­ные здесь в нача­ле XX в. В 2019 г. из регу­ляр­ных фон­дов Архео­ло­ги­че­ско­го пар­ка будет выде­ле­но два мил­ли­о­на евро, чтобы осу­ще­ст­вить экс­про­при­а­цию зем­ли и про­дол­жить рас­коп­ки, по окон­ча­нии кото­рых мож­но будет открыть этот уча­сток для пуб­ли­ки».

Иссле­до­ва­ние сед­ла про­во­дит­ся под руко­вод­ст­вом архео­ло­га Доме­ни­ко Камар­до, а поле­вые рас­коп­ки — под руко­вод­ст­вом архео­ло­га Пао­лы Сере­нел­лы Ска­лы.



© 2018 г. Parco archeologico di Pompei.
© 2018 г. Доп. фото (34—36): Cesare Abbate / ANSA — The History Blog.
© 2019 г. Перевод с итал.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА