26.02.2019 г.
Il Messagero
Таинственный дом Нерона на Палатине снова появляется на свет

Рекон­струк­ция Золо­то­го дома, пока­зан­ная в филь­ме «Roma domus Fiet».

До того, как на этом месте постро­и­ли Золо­той дом, здесь сто­ял он — Про­ход­ной дом (Domus Transitoria). При этом его архи­тек­тур­ный облик и вир­ту­оз­но выпол­нен­ные укра­ше­ния оста­лись нетро­ну­ты­ми. Глав­ное оча­ро­ва­ние Про­ход­но­го дома состо­ит в том, что он был пер­вым цар­ским двор­цом Неро­на, того импе­ра­то­ра, кото­рый слов­но ещё раз вер­нул­ся, чтобы заста­вить гово­рить о себе и об этом сокро­ви­ще, почти нико­му не извест­ном и рас­по­ло­жен­ном в серд­це Пала­ти­на. Почти семь­де­сят лет Про­ход­ной дом был пол­но­стью закрыт или же частич­но откры­вал­ся лишь какой-то отдель­ный его уча­сток, но теперь он — пер­вый дом экс­цен­трич­но­го и (мож­но ли так ска­зать?) экс­тра­ва­гант­но­го импе­ра­то­ра, постро­ен­ный меж­ду 60 и 64 гг. н. э. под зна­ком без­удерж­ной рос­ко­ши, — досту­пен для широ­кой пуб­ли­ки. Нет сомне­ний, что увидеть его мож­но будет уже в апре­ле: «Если не воз­никнет неожи­дан­но­стей в гра­фи­ке работ, а так­же не будет непо­го­ды, то мы долж­ны открыть­ся 11 апре­ля», — объ­яви­ла Аль­фон­си­на Рус­со, дирек­три­са архео­ло­ги­че­ско­го пар­ка Коли­зея.

Важ­ная цель амби­ци­оз­но­го про­ек­та Рус­со состо­ит в том, чтобы уве­ли­чить место на хол­ме Цеза­рей. Потре­бо­ва­лись годы рестав­ра­ций и уста­но­вок систем без­опас­но­сти, чтобы открыть этот мону­мен­таль­ный ком­плекс, почти нико­гда не виден­ный и про­жив­ший корот­кую жизнь, посколь­ку после пожа­ра в 64 г. Нерон быст­ро начал стро­ить новый Золо­той дом, тянув­ший­ся от Пала­ти­на до хол­ма Оппий. А затем про­кля­тие памя­ти импе­ра­то­ра довер­ши­ло осталь­ное. Наслед­ни­ки — Фла­вии — отка­за­лись от дома, и это поз­во­ли­ло сохра­нить­ся архи­тек­ту­ре эпо­хи Неро­на.

Посе­ще­ния будут орга­ни­зо­ва­ны малень­ки­ми груп­па­ми, учи­ты­вая, что пред­сто­ит идти по двум ори­ги­наль­ным антич­ным лест­ни­цам, спус­ка­ясь в серд­це Пала­ти­на, в про­стор­ное место, кото­рое сего­дня кажет­ся закры­тым, напо­до­бие грота, под широ­ким потол­ком, постро­ен­ным в 60-е гг. про­шло­го века. Мы нахо­дим­ся под так назы­вае­мой Сто­ло­вой Юпи­те­ра (Coenatio Iovis) двор­ца Фла­ви­ев, извест­ной так­же как Бани Ливии и впер­вые рас­ко­пан­ной в XVIII в. семьёй Фар­не­зе. Здесь захва­ты­ва­ет дух от рос­ко­ши окру­жаю­щей обста­нов­ки. Сра­зу же вни­ма­ние при­вле­ка­ет архи­тек­тур­ное соору­же­ние — ним­фей, оформ­лен­ный как пере­д­няя сце­на (frons scaene) теат­ра, где в каче­стве спек­так­ля демон­стри­ро­ва­лась игра воды, раз­вле­кая Неро­на и его гостей. И в самом деле, на воз­вы­ше­нии устро­е­ны малень­кие ниши, укра­шен­ные неболь­ши­ми колон­на­ми из цвет­но­го мра­мо­ра, из кото­рых спу­стя две тыся­чи лет бьют струи воды одно­вре­мен­но с водо­па­дом в ним­фее. Напро­тив рас­по­ла­га­ет­ся пави­льон, под­дер­жи­вае­мый колон­на­ми из пор­фи­ра, где любил воз­ле­жать Нерон — серд­це рос­ко­ши пыш­но укра­шен­ной залы, в кото­рой сего­дня нахо­дит­ся фун­да­мент Золо­то­го дома.

Вода игра­ла глав­ную роль: это был лет­ний грот, где Нерон нахо­дил при­ят­ную про­хла­ду в это вре­мя года. Исто­рик Све­то­ний писал, что Нерон меч­тал вер­нуть золо­той век и, воз­мож­но, муль­ти­медий­ная тех­но­ло­гия вос­ста­нав­ли­ва­ет этот ори­ги­наль­ный эффект. По марш­ру­ту визи­та, подроб­но раз­ра­ботан­но­му Алес­сан­дро д’Алес­сио, рас­по­ла­га­ют­ся осве­ти­тель­ные при­бо­ры, под­све­чи­ваю­щие глав­ные участ­ки сохра­нив­шей­ся рос­ко­ши меж­ду полом из инкру­сти­ро­ван­но­го мра­мо­ра в сти­ле opus sectile и сво­да­ми с фрес­ка­ми, укра­шен­ны­ми листья­ми из золота и лазу­ри­та. В зале с пави­льо­ном пока­зы­ва­ет­ся про­ек­ция на двух язы­ках — италь­ян­ском и англий­ском, в кото­рой посе­ти­те­лям рас­ска­зы­ва­ют об исто­рии пер­во­го жили­ща Неро­на на Пала­тине и его вза­и­мо­свя­зи с постро­ен­ным позд­нее Золотым домом.

Осмотр про­дол­жа­ет­ся изу­че­ни­ем дру­гих цен­ных пред­ме­тов обста­нов­ки, а завер­ша­ет­ся поcеще­ни­ем неожи­дан­но вну­ши­тель­ной убор­ной на 80 мест, высе­чен­ных в стене фун­да­мен­та позд­ней­ших стро­е­ний эпо­хи Доми­ци­а­на. Если добрать­ся до послед­не­го участ­ка, не отно­ся­ще­го­ся к Про­ход­но­му дому, то видео на стене пока­жет голо­во­кру­жи­тель­ную рекон­струк­цию систе­мы живо­пис­ных укра­ше­ний неро­ни­ан­ской эпо­пеи. Как сооб­щил отдел раз­ви­тия пар­ка, кото­рым руко­во­дит Мар­ти­на Аль­мон­те, посе­ще­ние Про­ход­но­го дома в апре­ле станет доступ­но по новым спе­ци­аль­ным биле­там на Пала­тин и Рим­ский форум, кото­рые посту­пят в про­да­жу 11 мар­та сле­дую­ще­го года.


Вир­ту­аль­ная рекон­струк­ция Про­ход­но­го дома. Вид цен­траль­но­го пави­льо­на Про­ход­но­го дома из ком­на­ты A4. Фото: Progetto Katatexilux / Parco archeologico del Colosseo.

Вир­ту­аль­ная рекон­струк­ция Про­ход­но­го дома.

Кадр из филь­ма «Domus Transitoria Neronis». Одно из поме­ще­ний т. н. Бань Ливии.

Ним­фей в Про­ход­ном доме. Фото: Roberto Lucignani.

Укра­шен­ный пото­лок в Про­ход­ном доме. Фото: Roberto Lucignani.

© 2019 г. Il messagero.
© 2019 г. Фото: Archaeological Park of the Colosseum.
© 2019 г. Перевод с итал.: Таривердиева С. Э.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА