ПРЕДИСЛОВИЕ

    Иногда справедливо говорят, что нашу планету правильнее было бы называть не Земля, а Океан.
    Ведь водой покрыто более двух третей ее поверхности.
    Неудивительно, что человек уже в глубокой древности стремился найти средство для преодоления водных преград, а затем и пространств. Ученые считают, что история судостроения и судоходства насчитывает около 8 тысяч лет. Именно этот возраст приписывают челну, найденному в заливе Фев-оф-Форт (Шотландия).
    Интересная находка была сделана на территории Германии при раскопках стоянки первобытных людей середины каменного века (13—12 тыс. до н.э.). Это хорошо сохранившееся весло, возраст которого оценивается в девять тысяч лет.
    От обыкновенного плота до первого гребного судна прошли тысячелетия. Древнейшие памятники Вавилона, Ассирии, Египта, Китая и Океании свидетельствуют, что эпоха корабля началась приблизительно 5 тысяч лет тому назад, а за 3 тыс. до н.э. существовали суда, передвигавшиеся с помощью весел и парусов. Район Средиземного моря благодаря исключительно благоприятным климатическим условиям стал колыбелью европейской цивилизации.
    Быстро развивались и крепли торговые связи, а для этого необходимы были корабли, ибо связь между отдельными развитыми странами наиболее выгодна и удобна была по морским путям.
    Очень рано наряду с торговыми появились специальные боевые корабли. Уже за 1500 лет до н.э. финикийцы, египтяне и вавилоняне имели военный флот. Он предназначался как для защиты своего судоходства от пиратов, так и для войны на море.
    Со временем как торговые, так и военные корабли беспрерывно совершенствовались, приобретая новые маневренные и боевые качества. Росло их водоизмещение.
    Узкие и длинные военные корабли являли полную противоположность неуклюжим торговым судам. На них также был двойной движитель: весла и парус. Каждый военный корабль имел в носовой части таран. Поначалу, чтобы удобнее было грести, борта делали невысокими. Но при одном ряде весел можно было расположить ограниченное число гребцов, и скорость была мала. Для ее увеличения стали со временем строить корабли с двумя, тремя, а затем с четырьмя и пятью рядами весел.
    Десятки и сотни гребцов мускульной силой приводили в движение биремы, триремы, квантиремы и пентеры. Истории известны суда и с большим количеством ярусов весел.
    Изобретение паруса намного улучшило маневренность кораблей и их возможность покрывать большие расстояния. Однако первое парусное вооружение вначале состояло из прямого рейкового паруса, который мог использоваться только при попутном ветре.
    Потребовалось длительное время, чтобы человек изобрел паруса, которые позволяли судну двигаться против ветра.
    Латинский и косой гафельный паруса знаменовали собой начало новой тенденции: вместо одного неудобного в обращении паруса ставили несколько меньших, более удобных при управлении кораблем.
    Древние суда были настолько удачны и рациональны, что и сегодня во многих частях света строят суда почти такой же конструкции, как и тысячи лет назад.
    Внешний вид древних судов и их предполагаемые размеры кропотливо по отдельным сохранившимся источникам (рисункам, гравюрам, картинам, барельефам, фрескам, моделям) реконструированы современными исследователями.
    Авторы при подготовке выпусков открыток пользовались многочисленными литературными источниками, трудами видных русских, советских и зарубежных историков флота.
    В планируемых к изданию последующих выпусках будет показана вся эволюция корабля с глубокой древности до настоящих дней.

В. Дыгало, Н. Нарбеков


текст и рис.: Открытки "История корабля". Выпуск I. Изд-во "Изобразительное искусство". М., 1981. Художники В. Дыгало, Н. Нарбеков. Редактор А. Тюрин. Литературный редактор М. Абсалямова. Зав. редакцией М. Дмитриева. Технический редактор И. Клыкова.


ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА.