10. Греческий торговый корабль.

    В акватории Кипрского порта Кирения были найдены и реконструированы останки греческого торгового судна. Под давлением тридцатиметровой толщи воды остов расплющился и стал одномерным — все части корпуса остались на месте, только они оказались уплощенными и разровненными, как чертеж с отдельно вынесенными деталями.
    Археологи скрупулезно восстановили корабль. Длина его оказалась 14,3 м, ширина по бимсу1 — 4,3 м. Это самое древнее из судов, поднятых со дна моря: радиоуглеродный анализ деревянных частей судна, бронзовые монеты, найденные рядом с ним, позволяют определить его возраст в 2300 лет.
    Киль2 изготавливался из скального дуба, шпангоуты — из черной акации. Обшивку делали из липы или красного бука. Для мачты, реи и весел использовали алеппскую ель.
    На торговых судах наиболее эффективным движителем был парус, так как гребцы заняли бы большую часть полезной площади. Судно было беспалубным, несло один парус с традиционной оснасткой, управлялось двумя рулевыми веслами. Для защиты от волн борта наращивали решеткой из толстых прутьев, обтянутых кожей.


Примечания

1 Бимс — поперечная связь, соединяющая верхние части шпангоута.

2 Киль — основная продольная связь. Прочный брус в диаметральной плоскости при днище судна между штевнями.


текст и рис.: Открытки "История корабля". Выпуск I. Изд-во "Изобразительное искусство". М., 1981. Художники В. Дыгало, Н. Нарбеков. Редактор А. Тюрин. Литературный редактор М. Абсалямова. Зав. редакцией М. Дмитриева. Технический редактор И. Клыкова.


ИСТОРИЯ КОРАБЛЯ.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА.