10. Греческий торговый корабль.
В акватории Кипрского порта Кирения
были найдены и реконструированы останки
греческого торгового судна. Под давлением
тридцатиметровой толщи воды остов расплющился и
стал одномерным — все части корпуса остались на
месте, только они оказались уплощенными и
разровненными, как чертеж с отдельно вынесенными
деталями.
Археологи скрупулезно восстановили
корабль. Длина его оказалась 14,3 м, ширина по бимсу1
— 4,3 м. Это самое древнее из судов, поднятых со дна
моря: радиоуглеродный анализ деревянных частей
судна, бронзовые монеты, найденные рядом с ним,
позволяют определить его возраст в 2300 лет.
Киль2 изготавливался из
скального дуба, шпангоуты — из черной акации.
Обшивку делали из липы или красного бука. Для
мачты, реи и весел использовали алеппскую ель.
На торговых судах наиболее
эффективным движителем был парус, так как гребцы
заняли бы большую часть полезной площади. Судно
было беспалубным, несло один парус с
традиционной оснасткой, управлялось двумя
рулевыми веслами. Для защиты от волн борта
наращивали решеткой из толстых прутьев,
обтянутых кожей.
Примечания
1
Бимс — поперечная связь, соединяющая верхние части шпангоута.2
Киль — основная продольная связь. Прочный брус в диаметральной плоскости при днище судна между штевнями.текст и рис.: Открытки "История корабля". Выпуск I. Изд-во "Изобразительное искусство". М., 1981. Художники В. Дыгало, Н. Нарбеков. Редактор А. Тюрин. Литературный редактор М. Абсалямова. Зав. редакцией М. Дмитриева. Технический редактор И. Клыкова.