11. Римская бирема.
Реконструкция корабля проведена по
барельефу в храме Фортуны в Пренесте,
датируемому концом II в. до н.э. Характерной
особенностью судна является узкий
кринолин-парадос, служивший не для размещения
гребцов, а для защиты бортов. В орнаментальном
украшении форштевня предусматривались зажимы
для копий. Выше металлического тарана линия
форштевня имеет внутренний прогиб, а затем
плавно выступает вперед и переходит в массивный
акростоль, украшенный своеобразным орнаментом.
Декоративные фигуры крокодилов по
обеим сторонам форштевня, вероятно,
символизировали название судна. Фальшборт,
расположенный по всей длине биремы, в носу и
корме имел открытые проходы. В носовой части, на
наружной поверхности фальшборта, видны
изображения головы Медузы и богини —
покровительницы судна. Для военачальника
отводилось место под легким тентом-палаткой на
корме.
В носовой части располагались
характерная для римских боевых судов башня для
пращников и абордажный трап-ворон. На акростоле
обычно крепились флагштоки с боевыми символами
— трофеи с захваченных судов. Этот тип биремы —
чисто гребное судно, приводимое в движение 88-ю
веслами.
текст и рис.: Открытки "История корабля". Выпуск I. Изд-во "Изобразительное искусство". М., 1981. Художники В. Дыгало, Н. Нарбеков. Редактор А. Тюрин. Литературный редактор М. Абсалямова. Зав. редакцией М. Дмитриева. Технический редактор И. Клыкова.