12. Римская трирема (триера).
Основной тип боевого корабля
Средиземноморья. Одни исследователи приписывают
изобретение триремы финикийцам, другие называют
коринфянина Аменокка. Главным оружием триремы
был таран — продолжение килевого бруса.
Водоизмещение судна достигало 230 т, длина — 45 м.
Весла на триремах были различной длины. Самые
сильные гребцы — траниты — размещались на
верхней палубе. Это была высокооплачиваемая и
привилегированная каста. Гребцов среднего ряда
называли зигитами, нижнего — таламитами.
Командовал кораблем триерарх, ему подчинялись
кормчий и начальник гребцов — гортатор.
Скорость хода триремы на веслах
составляла 7—8 узлов, но все три ряда весел
работали только во время боя. Даже при небольшом
волнении нижний ряд весел втягивали внутрь
корабля и весельные порты затягивали кожаными
пластырями. Парусное вооружение состояло из
большого прямоугольного паруса и малого
(артемона) на наклонной мачте в носовой части
судна. Мачты делались съемными и убирались на
время боя. В ходе сражения триремы стремились
развить максимальный ход, ударить тараном в борт
врага, лишить хода, сломав ему весла и
“сваливались” на абордаж.
текст и рис.: Открытки "История корабля". Выпуск I. Изд-во "Изобразительное искусство". М., 1981. Художники В. Дыгало, Н. Нарбеков. Редактор А. Тюрин. Литературный редактор М. Абсалямова. Зав. редакцией М. Дмитриева. Технический редактор И. Клыкова.