13. Римский торговый корабль.
Изображенный на рисунке римский
зерновоз относится к 50-м гг. н.э. Длина его 27 м,
ширина — 7,5 м, осадка 2—2,5 м. Такое судно должно
было иметь вместимость не менее 250—300 т.
Установленная в центре округлого, прочно
сработанного корпуса мачта несла прямой парус,
который был усилен двумя треугольными парусами,
похожими на более поздние лиселя. В носу —
короткая наклонная мачта типа бушприта с
небольшим парусом — артемоном. Наличие артемона
являлось серьезным шагом вперед, поскольку
благодаря ему появилась возможность ходить при
боковых ветрах. Круто изогнутая корма венчалась
акростолем в виде головы лебедя.
На выступающих кормовых балконах —
кринолинах — крепилась пара мощных рулевых
весел. На римских зерновозах впервые появилось
надпалубное помещение — прообраз мостика. Там же
располагались хозяин и пассажиры.
текст и рис.: Открытки "История корабля". Выпуск I. Изд-во "Изобразительное искусство". М., 1981. Художники В. Дыгало, Н. Нарбеков. Редактор А. Тюрин. Литературный редактор М. Абсалямова. Зав. редакцией М. Дмитриева. Технический редактор И. Клыкова.