16. Судно этрусков.
На каменных надгробиях захоронения в
центральной части Италии (IV в. до н.э.) изображены
суда этрусков.
Напоминая формой древние суда
финикийцев, эти корабли отличались более крупным
изгибом штевней и имели много общего с более
поздними судами североевропейских народов. Как и
на судах викингов, весла проходили через
отверстия в бортах, чем обеспечивались удобное
(низкое) положение гребцов и их защита высоким
бортом. Зазоры между веслом и бортом закрывались
короткими кожаными рукавами. Управлялось судно
одним рулевым веслом с поперечным румпелем1,
закрепленным снаружи корпуса на правом борту.
Мачта, устанавливаемая в средней части, несла
прямой парус с одним реем. По верхним поясам
обшивки проходил орнамент в виде стилизованного
изображения волны. Ахтерштевень с навешенными по
обеим сторонам щитами завершался украшением в
виде рыбьего хвоста. Такие же щиты крепились на
верхней части форштевня и по всему борту. В
носовой части судна устанавливался проемболон в
виде головы барана — конструктивный элемент,
защищавший корпус при ударе тараном
неприятельского корабля. Боевой металлический
таран устанавливался на уровне ватерлинии и
крепился к килевой балке. Широкие, высокобортные,
с большой седловатостью, корабли этрусков были
достаточно мореходны для плавания в Средиземном
море.
Примечания
1 Румпель — деревянный шток для удобства управления рулевым веслом.
текст и рис.: Открытки "История корабля". Выпуск I. Изд-во "Изобразительное искусство". М., 1981. Художники В. Дыгало, Н. Нарбеков. Редактор А. Тюрин. Литературный редактор М. Абсалямова. Зав. редакцией М. Дмитриева. Технический редактор И. Клыкова.