История
ХРАМ В ГАРНИ (I в. н. э.)
Уникальным памятником крепости является античный храм, расположенный на южной конечности треугольного мыса. Он представляет типичный греко-римский периптер ионического ордера, водруженный на подиум высотой 2,8 м, размеры сторон 11,5 × 15,7 м. С северной стороны на площадку подиума ведет широкая (8,5 м) лестница в 9 ступеней, помещенная между двумя выступами, на фасадной стороне которой помещены барельефные изваяния, представляющих коленопреклоненных мужчин.
Над подиумом возвышается целла (с внутренними размерами 6,02 × 7,98), окруженная 24-мя (6 × 8) колоннами ионического ордера. Лишенные канелюр, они снабжены искусно изваянными базами капителей (в четырех углах — двухсторонними). Вход в целлу дан с северной стороны, через пронаос. Завершающие колоннаду антаблементы и два фронтона, наделенные в углах акротериями, богато отделаны разнообразными, почти неповторяемыми мотивами растительного мира, орнаментированными тягами, изваянными с высоким мастерством камнерезного искусства. Такими же качествами отличается отделка плафона (потолковых плит пространства между колоннадой и целлой), и особенно, богато отделанные наличники и сандрик входа в целлу.
Отмеченными архитектурно-художественными качествами гарнийский храм по праву занимает одно из ведущих мест среди аналогичных зрамов той же эпохи, таких, как храмы в Ниме, Минервы Медики в Риме, Аполлона в Сагаласе, Митры в Кремне и Асклепия в Пергаме (последние три — в Малой Азии).
Архитектура античного храма в Гарни в целом отличается стройностью пропорционального построения, основанного на применении модульной системы, изысканности архитектурных деталей. Отмеченному высокому уровню полностью совпадает уровень примененной строительной техники. Как повествует историк Мовсес Хоренаци: «Трдат осуществил постройку храма из тесанных гранитных камней, скрепленных костылями, спаянных свинцом», т. е. с применением античной системы кладки. Известковый бетон применен лишь под подиумом и сверху свода, покрывающего целлу.
В вопросе датировки храма существуют два мнения. Мовсес Хоренаци приписывает строительство храма армянскому царю Трдату III (287—330 гг.). Как сообщает историк, Трдат, завершив постройку крепости «В ней выстроил также виллу (имеется ввиду храм) с колоннами, украшенными горельефными чудесными изваяниями для сестры своей Хосровидухт, начертив на ней на память о себе надпись греческими письменами» (Перевод Н. О. Эмина). Утерянная в течение веков эта надпись, начерченная на базальтовом квадре, случайно была найдена на кладбище села Гарни в 1946 г. Надпись эта гласит: «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования, Менней с соизволения тэра (как) литург великого спарапета (в знак) благодарности при Матее свидетеле (выкупил)» (текст надписи приводится по переводу К. В. Тревер).
Мнение исследователей храма и вышеприведенной надписи в большинстве сводится к тому, что, по-видимому, Мовсес Хоренаци перепутал Трдата III с Трдатом I (царствовавшего во второй половине I в. н. э.). В пользу такой версии служат всякие доводы. Первым из них являются сведения римских историков Диона Кассия и Тацита о поездке царя Трдата I в Рим, где на форуме в торжественной обстановке он принял от руки императора Нерона царский венец. Из тех же источников известно, что эта церемония состоялась в 65 г., причем армянскому царю Нероном были преподнесены щедрые дары (как компенсация за разрушение Корбулоном столицы Арташат и опустошительные походы римских легионов по Армении в 59—60 гг.). Вот почему в этой связи Трдату I приписывается восстановление столицы Арташат, стен гарнийской крепости и строительство храма Митры в Гарни, имевшее место, как об этом повествует греческая надпись, в одиннадцатом году его царствования, т. е. в 76 г. В пользу такой датировки храма служат как архитектура храма, так и примененная при его возведении строительная техника.
|