ТреножникБронза. VI в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Бронзовый собрания Эрмитажа треножник VI века до н. э. из Вульчи — памятник, подобных которому создавалось довольно много в этом городе для культовых нужд храмов и святилищ (ил. 96). Это образец того, как необходимый в быту и жизни предмет этрусские художники украшали, делая его произведением искусства. Ножки в виде втулок, оканчивающихся изваяниями звериных лап, поддерживают все сооружение. Бронзовые прутья, выходящие по три из каждой втулки, поднимаются вверх. Средние из этих трех прутьев своими верхними концами, а боковые, соединенные с боковыми из соседних втулок в виде арки, служат опорой чаши. Треножник богато украшен рельефами, будто мастер старался скрыть за действующими фигурками людей и животных прекрасную по своей гениальной простоте конструкцию. Основа и декор, субстанция и образ здесь оказались органично слитыми и выполняющими каждый свою роль. Верхние части ножных втулок скрепляют тяги, украшенные кольцом с мирно сидящими на нем птичками. Арки соединенных вверху прутьев будто прорастают бутонами и листьями фантастических растений, как впоследствии детали готических соборов. [с.164] С этих арок спускаются ажурные узоры, подобные бронзовым кружевам, повторяющим мотивы пальметт, волют и других орнаментов. На двух арках помещены хищники, терзающие жертвы, — лев, грызущий лань, и лев, напавший на быка. На третьей арке человек побеждает животное. Схватившись за рог, Геракл с силой склоняет могучего критского быка, начинающего ему уступать. Геракл совершает здесь и другие подвиги: он борется с немейским львом, несет на плечах калидонского вепря, а над третьим прутом показан Еврисфей, в ужасе спрятавшийся в пифос при виде чудовища. Птицы, животные, растения, люди — воспринимаются здесь как чудесный декор, оживляющий не только предмет — треножник, но и гармоническую конструкцию основы, сюжетным выражением которой он является.
В бронзовой орнаментике треножника египтизирующие мотивы сочетаются с греческими формами и элементами восточных узоров. Фантазия этрусских мастеров того времени неисчерпаема по богатству всевозможных образов, реальные мотивы переплетаются со сказочными и легендарными. Линии и формы по внутренней энергии не уступают скифскому звериному стилю. Нечто подобное позднее обнаружится в искусстве варварских племен Европы. Все эти бронзовые ажурные украшения рассчитаны преимущественно на созерцание с одной стороны и близки рельефам без фона, в композициях которых художественное значение имеют контуры пустот между фигурами.