Герма Диониса и Геракла. Деталь: ГераклМрамор.
I в.
Высота 42 см.
Инв. № А. 50.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Высказывались мнения, что двойная герма представляет одного персонажа — Геракла (или Диониса) — в молодом и зрелом возрасте. Исходя из особенностей классической иконографии, вероятнее предполагать, что в молодом персонаже запечатлен Дионис, тогда как лицо с бородой являет изображение Геракла. Головы убраны крупными виноградными листьями, которые соединены повязками, спускающимися с обеих сторон на плечи. Крупные размеры свидетельствуют о принадлежности этой гермы к убранству виллы. Помимо общего соответствия декору античного сада со сложными скульптурными композициями, гермы сохраняли свое старинное предназначение: отмечать перекрестки дорог и границы владений. В устройстве римских садов большую роль играло включение символов земного пространства, сохранение памяти природных и географических объектов. Например, на вилле императора Адриана в Тиволи были свои Темпейская долина и Каноп, а в помпейских садах небольшие водные каналы громко именовались Нилами и Еврипами. Неслучайно совмещение ликов Диониса и Геракла: Дионис явился когда-то из Индии, покорив восточные пределы, Геракл же стал знаменит тем, что, совершая свои подвиги, достиг крайнего запада — Геракловых столпов, а в погоне за ланью добрался до северных пределов Борея. В представлениях древних римлян существовал устойчивый образ границ мира, покоренных Дионисом и Гераклом. Так, Вергилий, описывая предсказания Анхиза, говорит, что Август вернет золотой век и «пределы державы продвинет» и покорит самые далекие земли, каких не достигли ни Алкид, ни Либер (
«Энеида», VI, 801—805).
Сад как часть природы был наполнен непременными дионисийскими изображениями, символами плодородия, вечного умирания и возрождения. Посвященным был понятен символический контекст двойного изображения Диониса и Геракла, объединенных венком и лентами: Геракл, приобщенный к дионисийским таинствам, представлен возвеличенным смертным, узнавшим жизнь блаженных. Мрамор гермы отличается хорошей сохранностью, однако следует отметить, что в XVIII веке, очевидно, для придания скульптуре более привлекательного вида, лица были полностью ретушированы (оригинальная поверхность осталась на мраморе волос и бороды). Это затрудняет дать более детальную датировку, оставляя возможность определения работы раннеимператорским временем.
А. В. Круглов