Высота 44 см.Инв. № А. 103.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Дионис.
Высота 44 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Древняя голова укреплена реставратором на новой подставке, изображающей звериную шкуру на плечах божества. По немногим полностью сохранившимся аналогиям (например, статуя Диониса в музее Дж.-П. Гетти в Лос-Анджелесе) можно представить всю композицию целиком, в которой бог показан стоящим в длинных старинных одеждах — хитоне, плаще и шкуре — с тщательно уложенными складками и с фигурой козла у ног. Изображение козла формально образует подпору, обязательную для устойчивости мраморной статуи, оно также служит необходимым атрибутом: козел и его потомство одновременно были священными и жертвенными животными Диониса и символами плодородия.
Определенные детали скульптуры из собрания Эрмитажа подтверждают ее принадлежность к стилю исполнения, именуемому архаистическим (подражающим древнему). На лице Диониса сияет улыбка, высоко поднятые уголки губ напоминают манеру изображения улыбки в греческих статуях VI века до н. э. Над виноградным венком помещена диадема, состоящая из ряда соединенных цветов, изображение имитирует мотив греческих золотых диадем архаического и классического времени. Архаистический стиль выдает себя тем, что не копирует в точности приемы и особенности подлинной архаической скульптуры, а только их стилизует. Так же стилизована и прическа, в которой волосы от темени зачесаны спереди ко лбу, а сзади ложатся плотной массой и перехвачены вокруг лентой.
В римское время статуи и рельефы, изображающие богов в архаистическом стиле, специально изготавливались для храмов и небольших домашних святилищ.
Стиль исполнения указывает на особый выбор, на то, что в культе, который имел древние корни и был освящен веками, его объекту подобало предстать без иконографических изменений. Тем не менее усы и борода в виде винограда свидетельствуют о нововведении и усложнении образа. Скульптор словно использует этот мотив для демонстрации своего мастерства, виртуозного владения резцом и сверлом. Многочисленные дырочки и бороздки формируют пластические объемы и создают богатую светотеневую игру на поверхности мрамора. Контрасты сглаженных плоскостей и крупных рельефных форм составляют характерные черты римской скульптуры середины — второй половины I века.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.