Геракл
Мрамор. I в. до н. э.
Высота 56 см.
Инв. № А 176.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Геракл.

Мрамор. I в. до н. э.
Высота 56 см.
Инв. № А 176.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1851, из Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии худо­жеств, Санкт-Петер­бург.

Описание:
Хотя у ста­ту­эт­ки голо­ва и кисть руки с атри­бу­том вос­ста­нов­ле­ны поз­же, нет ника­ко­го сомне­ния, что перед нами изо­бра­же­ние Герак­ла. Это опре­де­ля­ет­ся по дру­го­му атри­бу­ту — шку­ре немей­ско­го льва. Рестав­ра­тор, воз­мож­но, работав­ший в эпо­ху Ренес­сан­са, свя­зал вос­ста­нов­ле­ние утра­чен­ных дета­лей с рас­ска­зом о добы­че Герак­лом золотых яблок веч­ной моло­до­сти из сада нимф Гес­пе­рид.
Мно­го­чис­лен­ные сох­ра­нив­ши­е­ся реп­ли­ки гово­рят о попу­ляр­но­сти это­го типа изо­бра­же­ния Герак­ла и поз­во­ля­ют рекон­струи­ро­вать утра­чен­ные части ком­по­зи­ции: в пра­вой опу­щен­ной руке герой дер­жал пали­цу, кото­рая каса­лась зем­ли. Обык­но­вен­но мини­а­тюр­ные скульп­ту­ры отно­сят к раз­ряду деко­ра­тив­ных, что вер­но лишь отча­сти. С самых древ­них вре­мен ста­туи неболь­шо­го раз­ме­ра, выпол­нен­ные из гли­ны, брон­зы или мра­мо­ра, посвя­ща­ли как обет­ные дары в свя­ти­ли­ща. По архео­ло­ги­че­ским иссле­до­ва­ни­ям гре­че­ских част­ных домов элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни и пом­пей­ских домов рим­ско­го пери­о­да хоро­шо извест­ны семей­ные бож­ни­цы или спе­ци­аль­но отведен­ные места в каче­стве малень­ких свя­ти­лищ в домаш­нем саду. Для них и пред­на­зна­ча­лись ста­ту­эт­ки богов и обо­жест­влен­ных геро­ев, к чис­лу кото­рых отно­сил­ся Геракл.
В рим­ское вре­мя, сле­дуя свое­об­раз­ной исто­ри­че­ской моде, масте­ра изготав­ли­ва­ли ста­туи Герак­ла неболь­шо­го раз­ме­ра. По пре­да­нию, Алек­сандр Македон­ский даже в похо­дах не рас­ста­вал­ся с излюб­лен­ной ста­ту­эт­кой, изо­бра­жав­шей отды­хаю­ще­го Герак­ла, изготов­лен­ной для него Лисип­пом — про­слав­лен­ным гре­че­ским масте­ром IV века до н. э. Тра­ди­ция сох­ра­ни­ла этот образ, и рим­ские поэты I века Марк Вале­рий Мар­ци­ал («Эпи­грам­мы», IX, 43) и Пуб­лий Пан­ний Ста­ций («Силь­вы», IV, 6) опи­сы­ва­ют подоб­ную фигу­ру уже в част­ном вла­де­нии. Не иск­лю­че­но, что мастер­ские по зака­зу знат­ных и хоро­шо обра­зо­ван­ных рим­лян изготов­ля­ли исто­ри­че­ские суве­ни­ры, добав­ляя к пиру­ю­ще­му Герак­лу изо­бра­же­ния увен­чан­но­го сла­вой (в вен­ке или с диа­де­мой на голо­ве) и наде­лен­но­го веч­ной моло­до­стью (с ябло­ка­ми Гес­пе­рид в руке) героя. Такие фигу­ры под­хо­ди­ли для поме­ще­ний биб­лио­тек или палестр. Ком­по­зи­ция и дета­ли работы ука­зы­ва­ют на клас­си­ци­сти­че­ский стиль. Стро­гая поста­нов­ка фигу­ры, баланс опор­ной и отстав­лен­ной ноги, харак­тер моде­ли­ров­ки муску­ла­ту­ры тре­ни­ро­ван­но­го тела опре­де­ля­ют увле­че­ние твор­че­ст­вом Поли­кле­та, гре­че­ско­го скуль­п­то­ра V века до н. э., про­сла­вив­ше­го­ся ста­ту­я­ми атле­тов. Одна­ко опо­ра в виде ска­лы с при­мы­каю­щей к ней льви­ной шку­рой, широ­ко рас­ки­ну­той на руке, с деко­ра­тив­но ото­гну­ты­ми кра­я­ми, с орна­мен­таль­но про­ра­ботан­ны­ми дета­ля­ми голо­вы льва, добав­ля­ют новый эле­мент. Он обо­га­ща­ет ком­по­зи­цию боко­вым видом и отно­сит созда­ние мра­мор­но­го прото­ти­па к позд­не­клас­си­че­ской эпо­хе.
Круг­лов А. В.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 16 кат. № 2.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca геракл геракла гераклом мрамор статуэтка геркулес статуя яблоки гесперид шкура немейского льва инв № а 176