Геракл
Мрамор. I в. до н. э.Высота 56 см.Инв. № А 176.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Геракл.
Мрамор. I в. до н. э.
Высота 56 см.
Высота 56 см.
Инв. № А 176.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Происхождение:
Поступление: 1851, из Императорской Академии художеств, Санкт-Петербург.
Описание:
Хотя у статуэтки голова и кисть руки с атрибутом восстановлены позже, нет никакого сомнения, что перед нами изображение Геракла. Это определяется по другому атрибуту — шкуре немейского льва. Реставратор, возможно, работавший в эпоху Ренессанса, связал восстановление утраченных деталей с рассказом о добыче Гераклом золотых яблок вечной молодости из сада нимф Гесперид.
Многочисленные сохранившиеся реплики говорят о популярности этого типа изображения Геракла и позволяют реконструировать утраченные части композиции: в правой опущенной руке герой держал палицу, которая касалась земли. Обыкновенно миниатюрные скульптуры относят к разряду декоративных, что верно лишь отчасти. С самых древних времен статуи небольшого размера, выполненные из глины, бронзы или мрамора, посвящали как обетные дары в святилища. По археологическим исследованиям греческих частных домов эллинистического времени и помпейских домов римского периода хорошо известны семейные божницы или специально отведенные места в качестве маленьких святилищ в домашнем саду. Для них и предназначались статуэтки богов и обожествленных героев, к числу которых относился Геракл.
В римское время, следуя своеобразной исторической моде, мастера изготавливали статуи Геракла небольшого размера. По преданию, Александр Македонский даже в походах не расставался с излюбленной статуэткой, изображавшей отдыхающего Геракла, изготовленной для него Лисиппом — прославленным греческим мастером IV века до н. э. Традиция сохранила этот образ, и римские поэты I века Марк Валерий Марциал («Эпиграммы», IX, 43) и Публий Панний Стаций («Сильвы», IV, 6) описывают подобную фигуру уже в частном владении. Не исключено, что мастерские по заказу знатных и хорошо образованных римлян изготовляли исторические сувениры, добавляя к пирующему Гераклу изображения увенчанного славой (в венке или с диадемой на голове) и наделенного вечной молодостью (с яблоками Гесперид в руке) героя. Такие фигуры подходили для помещений библиотек или палестр. Композиция и детали работы указывают на классицистический стиль. Строгая постановка фигуры, баланс опорной и отставленной ноги, характер моделировки мускулатуры тренированного тела определяют увлечение творчеством Поликлета, греческого скульптора V века до н. э., прославившегося статуями атлетов. Однако опора в виде скалы с примыкающей к ней львиной шкурой, широко раскинутой на руке, с декоративно отогнутыми краями, с орнаментально проработанными деталями головы льва, добавляют новый элемент. Он обогащает композицию боковым видом и относит создание мраморного прототипа к позднеклассической эпохе.
Многочисленные сохранившиеся реплики говорят о популярности этого типа изображения Геракла и позволяют реконструировать утраченные части композиции: в правой опущенной руке герой держал палицу, которая касалась земли. Обыкновенно миниатюрные скульптуры относят к разряду декоративных, что верно лишь отчасти. С самых древних времен статуи небольшого размера, выполненные из глины, бронзы или мрамора, посвящали как обетные дары в святилища. По археологическим исследованиям греческих частных домов эллинистического времени и помпейских домов римского периода хорошо известны семейные божницы или специально отведенные места в качестве маленьких святилищ в домашнем саду. Для них и предназначались статуэтки богов и обожествленных героев, к числу которых относился Геракл.
В римское время, следуя своеобразной исторической моде, мастера изготавливали статуи Геракла небольшого размера. По преданию, Александр Македонский даже в походах не расставался с излюбленной статуэткой, изображавшей отдыхающего Геракла, изготовленной для него Лисиппом — прославленным греческим мастером IV века до н. э. Традиция сохранила этот образ, и римские поэты I века Марк Валерий Марциал («Эпиграммы», IX, 43) и Публий Панний Стаций («Сильвы», IV, 6) описывают подобную фигуру уже в частном владении. Не исключено, что мастерские по заказу знатных и хорошо образованных римлян изготовляли исторические сувениры, добавляя к пирующему Гераклу изображения увенчанного славой (в венке или с диадемой на голове) и наделенного вечной молодостью (с яблоками Гесперид в руке) героя. Такие фигуры подходили для помещений библиотек или палестр. Композиция и детали работы указывают на классицистический стиль. Строгая постановка фигуры, баланс опорной и отставленной ноги, характер моделировки мускулатуры тренированного тела определяют увлечение творчеством Поликлета, греческого скульптора V века до н. э., прославившегося статуями атлетов. Однако опора в виде скалы с примыкающей к ней львиной шкурой, широко раскинутой на руке, с декоративно отогнутыми краями, с орнаментально проработанными деталями головы льва, добавляют новый элемент. Он обогащает композицию боковым видом и относит создание мраморного прототипа к позднеклассической эпохе.
Круглов А. В.
Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 16 кат. № 2.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.