Геракл и немейский лев; Геракл и Тритон
Гидрия чернофигурная. Аттика.Манера мастера Антимена.
Глина. Резьба, белая краска. 520—500 гг. до н. э.
Надпись на тулове: ΗΡΑΚΛΕΣ
Высота 40,2 см; диаметр венчика 22,8 см; диаметр подставки 13,8 см.Инв. №№ Б. 1516 / ГР-4443.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Геракл и немейский лев; Геракл и Тритон.
Гидрия чернофигурная. Аттика.
Манера мастера Антимена.
Глина. Резьба, белая краска. 520—500 гг. до н. э.
Надпись на тулове: ΗΡΑΚΛΕΣ
Высота 40,2 см; диаметр венчика 22,8 см; диаметр подставки 13,8 см.
Манера мастера Антимена.
Глина. Резьба, белая краска. 520—500 гг. до н. э.
Надпись на тулове: ΗΡΑΚΛΕΣ
Высота 40,2 см; диаметр венчика 22,8 см; диаметр подставки 13,8 см.
Инв. №№ Б. 1516 / ГР-4443.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Происхождение:
Поступление: 1862, из собрания маркиза Дж.-П. Кампана.
Описание:
Геракл — любимейший и популярнейший герой Древней Греции. Совершенные им подвиги, не раз служили источником вдохновения для мастеров различных видов искусства. Аттические вазописцы также любили изображать этого могучего героя из Фив. Гидрия — сосуд для воды с тремя ручками: двумя горизонтальными, для переноски и одной вертикальной, необходимой при разливании. Вазописцы старались украшать сосуды изображениями сценок или персонажей, тем или иным способом подчеркивающими назначение вазы. Особое место среди этих сюжетов занимает «нетрадиционный» подвиг Геракла — его борьба с морским божеством Тритоном, сыном Посейдона и нереиды Амфитриты, имевшим вид человека с рыбьим хвостом вместо ног. На тулове вазы изображена борьба героя с этим чудовищем — олицетворением бурной морской стихии. По сторонам от борющихся помещены зрители: справа — отец Тритона, бог морей Посейдон (в руках у него трезубец), а слева — старец Нерей, символизирующий спокойное море. В отличие от этих двух спокойно стоящих фигур, центральная группа (Геракл и Тритон) изображена в стремительном движении. Живописность сценки еще более подчеркивают яркие пятна пурпура на волосах и бороде Посейдона, Тритона и Геракла, на хвостовых кольцах монстра, а также пятна белой краски на седых кудрях Нерея. Особую завершенность всей композиции придает помещенная над всем рисунком надпись «Геракл».
На плечиках гидрии изображен первый подвиг Геракла: его схватка с немейским львом.
Уткина Л. М.
Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 27 кат. № 15.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.