Лекиф краснофигурный. Аттика. Мастер Пана. Глина. Ок. 480 г. до н. э. Высота 32,5 см.
Инв. № Б. 3368.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Расписной аттический лекиф — одноручный сосуд для масла — имел самое широкое применение и был чрезвычайно удобен в употреблении, так как масло вытекало из него по каплям, а излишки задерживались на стенках глубокого с закраиной венчика. Его использовали и в качестве посвятительного приношения в храмы и на могилы умерших, и в качестве подарка как мужчинам, так и женщинам, и в чисто бытовых целях — при умащении и омовении тела. Время бытования его также широко — от первой половины VI века до н. э. до конца классической Греции (IV век до н. э.). На протяжении столь долгого времени сосуд принимал разные очертания. Ваза классического времени чаще всего имела удлиненное узкое горлышко довольно резко переходящее в плечики стройного тулова, где и помещался основной рисунок. Завершающий горло венчик и подставка также отличались разнообразием. Мастер Пана (получил свое имя по изображению Пана, преследующего юношу-пастуха, на кратере в Музее изящных искусств в Бостоне) создавал свои вазы в 80—50 годах V века до н. э. Ныне более двухсот расписных сосудов приписывается этому вазописцу. Для него характерна любовь к редким сюжетам: особые, очень тонкие оттенки в мифологических рассказах изображались им на глиняных вазах. Вероятно, его произведения были рассчитаны на капризный вкус немногих истинных ценителей и знатоков мифологии, литературы и философии его времени. Во всяком случае, подбор сюжетов на его вазах показывает склонность к редким мифам, которые он, вероятно, тщательно собирал. Изысканный стиль рисунка в значительной степени еще подчинен приемам архаической стилизации. Несомненно, он — представитель старой, отживающей свой век культуры, тонкий ценитель древности.
Образ Артемиды неоднократно встречается в творчестве мастера Пана. Изображение на эрмитажном лекифе представляет не привычную Артемиду — богиню-охотницу, а Артемиду-Гекату богиню-покровительницу домашнего очага, поэтому в руках у нее вместо привычных атрибутов (лука и стрел) изображены факелы, подобно той, что воспел великий Софокл:
Девушки! В лад восклицайте:
Пеан! Пеан!
Громко, громко призывайте
Артемиду Ортигию,
Аполлонову сестру,
Что в руках держа по светочу,
Мчится лесом за оленями,
И ее охотниц-нимф!
Пеан! Пеан!
(Трахинянки. — М., 1979. С. 219—227, пер. С. Шервинского)
Уткина Л. М.
Артемида-Геката
Лекиф краснофигурный. Аттика. Мастер Пана. Глина. Ок. 480 г. до н. э. Высота 32,5 см.Инв. № Б. 3368.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Артемида-Геката.
Лекиф краснофигурный. Аттика. Мастер Пана. Глина. Ок. 480 г. до н. э. Высота 32,5 см.
Инв. № Б. 3368.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Происхождение:
Поступление: 1930, из Государственной Академии истории материальной культуры, Ленинград; куплен в 1914 году Н.И. Веселовским у Карапетова.
Описание:
Расписной аттический лекиф — одноручный сосуд для масла — имел самое широкое применение и был чрезвычайно удобен в употреблении, так как масло вытекало из него по каплям, а излишки задерживались на стенках глубокого с закраиной венчика. Его использовали и в качестве посвятительного приношения в храмы и на могилы умерших, и в качестве подарка как мужчинам, так и женщинам, и в чисто бытовых целях — при умащении и омовении тела. Время бытования его также широко — от первой половины VI века до н. э. до конца классической Греции (IV век до н. э.). На протяжении столь долгого времени сосуд принимал разные очертания. Ваза классического времени чаще всего имела удлиненное узкое горлышко довольно резко переходящее в плечики стройного тулова, где и помещался основной рисунок. Завершающий горло венчик и подставка также отличались разнообразием. Мастер Пана (получил свое имя по изображению Пана, преследующего юношу-пастуха, на кратере в Музее изящных искусств в Бостоне) создавал свои вазы в 80—50 годах V века до н. э. Ныне более двухсот расписных сосудов приписывается этому вазописцу. Для него характерна любовь к редким сюжетам: особые, очень тонкие оттенки в мифологических рассказах изображались им на глиняных вазах. Вероятно, его произведения были рассчитаны на капризный вкус немногих истинных ценителей и знатоков мифологии, литературы и философии его времени. Во всяком случае, подбор сюжетов на его вазах показывает склонность к редким мифам, которые он, вероятно, тщательно собирал. Изысканный стиль рисунка в значительной степени еще подчинен приемам архаической стилизации. Несомненно, он — представитель старой, отживающей свой век культуры, тонкий ценитель древности.
Образ Артемиды неоднократно встречается в творчестве мастера Пана. Изображение на эрмитажном лекифе представляет не привычную Артемиду — богиню-охотницу, а Артемиду-Гекату богиню-покровительницу домашнего очага, поэтому в руках у нее вместо привычных атрибутов (лука и стрел) изображены факелы, подобно той, что воспел великий Софокл:
Девушки! В лад восклицайте:
Пеан! Пеан!
Громко, громко призывайте
Артемиду Ортигию,
Аполлонову сестру,
Что в руках держа по светочу,
Мчится лесом за оленями,
И ее охотниц-нимф!
Пеан! Пеан!
(Трахинянки. — М., 1979. С. 219—227, пер. С. Шервинского)
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca богиня артемида артемиды dea artemis греция grecia graecia hellas геката гекаты hecata hecate hekate артемида-геката лекиф краснофигурный аттика мастер пана сосуд для масла факел факелы меандр инв № б. 3368