Амур в пейзажеБартоломео Скедони (Скидоне) (1576—1615).
Холст, масло. 94 × 77 см.
Инв. № ГЭ 1559.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
В искусстве Возрождения и барокко сын Венеры — бог любви Амур (Купидон) — чаще всего изображался в виде маленького мальчика (путто). Его крылья символизировали непостоянство, лук и стрелы — оружие, при помощи которого он ранил сердца как смертных, так и бессмертных. В греческой мифологии крылатые духи путти берут свое начало от Эрота, как называли в этой стране бога любви. Затем у римлян они слились с представлениями о гениях, призванных охранять и защищать человека. Раннее христианство использовало подобные образы для изображения ангелов. Искусство Ренессанса, пытавшееся примирить античность с католической религией, не делало принципиального различия между путти, которые играли роль и ангелов, и амуров. В обоих случаях на картинах они представлены в виде посланцев небес подле Мадонны с младенцем и святыми, или уже как античные божества изображались резвящимися около мифологических и исторических героев.
Скедони представил Амура отдыхающим под сенью дерева на фоне пейзажа. Не нужные в данный момент покоя лук и колчан со стрелами висят на стволе дерева. Палец, приложенный к губам, обычно означал молчание.
Элегантность позы, изящное движение мягко промоделированного тела подтверждают, что уроки таких мастеров, как Корреджо и Пармиджанино, не прошли для Скедони даром.
Эрмитажное полотно является авторским повторением картины, хранящейся в Национальной галерее Неаполя (холст, масло. 91 × 76. Инв. № 385).
Кустодиева Т. К.