Геркулес и Омфала
Джованни Франческо Романелли (1611—1662).
Холст, масло. 100 × 133 см.
Инв. № ГЭ 1601.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Геркулес и Омфала.

Джованни Франческо Романелли (1611—1662).
Холст, масло. 100 × 133 см.
Инв. № ГЭ 1601.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1779 г., из собра­ния Р. Уол­по­ла в Хоу­тон-Хол­ле, Англия.

Описание:
Была при­об­ре­те­на сэром Робер­том Уол­по­лом на рас­про­да­же кар­тин собра­ния Энд­рюс Хэй в 1725 году и нахо­ди­лась сна­ча­ла в Лон­доне на Дау­нинг-стрит, 10, затем в име­нии Уол­по­ла Хоу­тон-Хол­ле. Исто­рия Гер­ку­ле­са и Омфа­лы при­вле­ка­ла вни­ма­ние мно­гих италь­ян­ских худож­ни­ков в XVII — нача­ле XVIII века. Рома­нел­ли, часто обра­щав­ший­ся к антич­ной мифо­ло­гии, не про­шел мимо этой темы. Соглас­но пре­да­нию, Гер­ку­лес, в нака­за­ние за убий­ство Ифи­та, по при­ка­за­нию дель­фий­ско­го ора­ку­ла был отдан на три года в раб­ство цари­це Лидии — Омфа­ле, по при­хо­ти кото­рой он дол­жен был прясть шерсть и выпол­нять дру­гую жен­скую работу, тогда как сама цари­ца обла­чи­лась в шку­ру льва и воору­жи­лась пали­цей героя (Апол­ло­дор, II, 6, 2—3). По неко­то­рым источ­ни­кам, Омфа­ла име­ла сына от Гер­ку­ле­са (Овидий, «Геро­иды», IX, 53—57). В кар­тине Рома­нел­ли фигу­ры Гер­ку­ле­са и Омфа­лы в их ярких крас­ном и синем пла­щах состав­ля­ют в цен­тре кар­ти­ны по зако­нам ака­де­ми­че­ской живо­пи­си пра­виль­ный тре­уголь­ник, кото­рый вен­ча­ет фигур­ка купидо­на с факе­лом. Дру­гой купидон под­дер­жи­ва­ет тяже­лый зана­вес, как бы откры­вая зри­те­лю сце­ну, на кото­рой про­ис­хо­дит дей­ст­вие. Еще один шалов­ли­вый посла­нец боги­ни люб­ви пода­ет Герак­лу вере­те­но, тогда как Омфа­ла дер­жит в левой руке пали­цу героя, кото­рой тот пора­зил в свое вре­мя лер­ней­скую гид­ру. Две слу­жан­ки с инте­ре­сом наблюда­ют за тем, как сын Зев­са спра­вит­ся с уни­зи­тель­ным пору­че­ни­ем. По харак­те­ру живо­пи­си и коло­ри­ту кар­ти­на близ­ка про­из­веде­ни­ям, отно­ся­щим­ся ко вто­рой поло­вине 1650-х годов. Инте­рес­но отме­тить, что 19 фев­ра­ля 1725 года эрми­таж­ное полот­но про­да­ва­лось на аук­ци­оне у Кок­са в Лон­доне вме­сте с дру­ги­ми «кар­ти­на­ми из кол­лек­ции м-ра Энд­рю Хея, при­ве­зен­ны­ми из-за гра­ни­цы».

Все­волж­ская С. Н.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 51 кат. № 44.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись художник греческая мифология mythologia graeca римская romana геракл геракла гераклом эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor геркулес геркулеса геркулесом hercules царица омфала omphale холст масло джованни франческо романелли и лук стрелы ангел шерсть веретено факел палица дубина инв № гэ 1601