Похищение сабинянок
Иоганн Генрих Шёнфельд (1609—1682/83).
Холст, масло. 99 × 164 см.
Справа внизу подпись: J. H. Schönfeld.
Инв. № ГЭ 1335.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Похищение сабинянок.

Иоганн Генрих Шёнфельд (1609—1682/83).
Холст, масло. 99 × 164 см.
Справа внизу подпись: J. H. Schönfeld.
Инв. № ГЭ 1335.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: до 1790 г.

Описание:
В осно­ве сюже­та — леген­да из исто­рии Древ­не­го Рима (Тит Ливий, I, 9; Плу­тарх, II, 14). При осно­ва­нии горо­да его жите­ля­ми были толь­ко муж­чи­ны, а сосед­ние пле­ме­на, счи­тав­шие рим­лян ковар­ны­ми и жесто­ки­ми, не поз­во­ля­ли сво­им жен­щи­нам зак­лю­чать с ними брач­ные сою­зы. Ромул — пер­вый царь Рима — уст­ро­ил празд­ник, на кото­рый при­гла­сил соседей — саби­нян. В раз­гар весе­лья рим­ские юно­ши похи­ти­ли сабин­ских деву­шек. Саби­няне пок­ля­лись ото­мстить и, собрав вой­ско, дви­ну­лись на веро­лом­ных рим­лян. Во вре­мя сра­же­ния саби­нян­ки, став­шие жена­ми рим­лян, бро­си­лись на поле боя и поми­ри­ли враж­дую­щих.

Сце­на трак­то­ва­на в кар­тине взвол­но­ван­но-дина­мич­но. Неров­ный, бес­по­кой­ный свет, луч кото­ро­го дро­бит изо­бра­же­ние, неко­то­рая балет­ная лег­кость дви­же­ний, эле­мент ирра­цио­наль­но­сти в кон­тра­сте пре­уве­ли­чен­ных объ­е­мов фигур пере­д­не­го и роя­щих­ся бес­плот­ных фигур зад­не­го пла­на созда­ют наст­ро­е­ние жут­ко­ва­той и радост­ной теат­раль­но­сти. Введе­ние эле­мен­тов необыч­ной, ухо­дя­щей за пре­де­лы поля кар­ти­ны архи­тек­ту­ры, застав­ля­ю­щей вспом­нить фан­та­зии Пира­не­зи, и скульп­ту­ры, стран­ным обра­зом дина­ми­че­ски и эмо­цио­наль­но участ­ву­ю­щей в дей­ст­вии, уси­ли­ва­ет этот эффект. Оче­вид­но, полот­но отно­сит­ся к нача­лу италь­ян­ско­го пери­о­да твор­че­ства Шен­фель­да, когда он работал в Риме. В живо­пи­си чув­ст­ву­ет­ся вли­я­ние худож­ни­ков рим­ско­го барок­ко, в первую оче­редь, Пьет­ро да Кор­то­на. Глав­ная груп­па сле­ва повто­ря­ет скульп­ту­ру Джо­ван­ни да Боло­нья «Похи­ще­ние Про­зер­пи­ны», а груп­па в цен­тре — «Похи­ще­ние Дея­ни­ры». В ком­по­зи­ции и трак­тов­ке фигур пере­д­не­го пла­на ощу­ща­ет­ся кон­струк­тив­ная ясность клас­си­циз­ма в духе Нико­ла Пус­се­на.

Гар­ло­ва М. П.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 52 кат. № 45.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись художник холст масло похищение сабинянок иоганн генрих шенфельд подпись j h schönfeld schoenfeld сабинянки сабиняне шонфельд инв № гэ 1335