Холст, масло. 1708—1717 гг.
73 × 59,5 см.Инв. № ГЭ 238.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Аполлон и Дафна.
Холст, масло. 1708—1717 гг.
73 × 59,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Гордый только что одержанной победой над драконом Пифоном, Аполлон, повстречав Амура, посмеялся над его луком и стрелами, сказав, что такое оружие подобает носить только героям. Амур решает отомстить обидчику: пустив две стрелы, он одной ранит Аполлона, вызвав в нем пылкую любовь к прекрасной нимфе Дафне, а другой — Дафну, вселив в нее отвращение к богу солнца, а заодно и ко всему мужскому полу. Спасаясь от преследований влюбленного Аполлона, нимфа умоляет своего отца, речного бога Пенея, лишить ее красоты. Вняв просьбам, Пеней превращает несчастную в лавровое дерево:
Только скончала мольбу, — цепенеют тягостно члены, Нежная девичья грудь корой окружается тонкой, Волосы — в зелень листвы превращаются, руки же — в ветви; Резвая раньше нога становится медленным корнем, Скрыто листвою лицо, — красота лишь одна остается |
В память о Дафне Аполлон сплел из веток вечнозеленого дерева венок и украсил им свою золотую лиру. Лавр почитался деревом Аполлона, и таким образом в древности возник обычай награждать поэтов и победителей венком из лавровых листьев. Представленный эпизод воспринимается как галантная сцена, развевающийся за спиной Аполлона плащ, вскинутые руки Дафны придают композиции динамику, соответствующую сюжету.
Стилистически эрмитажная картина примыкает к группе произведений, исполненных художником в 1708—
Парная к «Аполлону и Дафне» картина «Суд Париса» была продана с аукциона эрмитажного собрания в 1854 году.
В 1855 году при переделке некоторых помещений Зимнего дворца, предназначенных для великого князя Николая Николаевича, сына Николая I, по случаю его предстоящей женитьбы, архитектор А.И. Штакеншнейдер создал гостиную в стиле французского рококо, названную «Салон амуров». Из кладовых Эрмитажа были взяты несколько картин для декорировки, в том числе «Аполлон и Дафна» Тревизани. Полотно было обрезано со всех сторон и вставлено в золоченую раму причудливой формы, венчающую высокое зеркало на пилястре. Интерьер салона не сохранился, но запечатлен на акварели Эдуарда Гау 1868 года (Государственный Эрмитаж).
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.