Аполлон и Дафна
Франческо Тревизани (1656—1746).
Холст, масло. 1708—1717 гг.
73 × 59,5 см.
Инв. № ГЭ 238.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Аполлон и Дафна.

Франческо Тревизани (1656—1746).
Холст, масло. 1708—1717 гг.
73 × 59,5 см.
Инв. № ГЭ 238.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: до 1774 г.

Описание:
Миф об Апол­лоне и Дафне, рас­ска­зан­ный Овиди­ем в «Мета­мор­фо­зах» (I, 452—517) отно­сит­ся к одно­му из наи­бо­лее попу­ляр­ных антич­ных сюже­тов в изо­бра­зи­тель­ном искус­стве. Несколь­ко самых ран­них живо­пис­ных изо­бра­же­ний пре­вра­ще­ния Даф­ны сох­ра­ни­лись в древ­нем Гер­ку­ла­ну­ме.

Гор­дый толь­ко что одер­жан­ной победой над дра­ко­ном Пифо­ном, Апол­лон, повст­ре­чав Аму­ра, посме­ял­ся над его луком и стре­ла­ми, ска­зав, что такое ору­жие подо­ба­ет носить толь­ко геро­ям. Амур реша­ет ото­мстить обид­чи­ку: пустив две стре­лы, он одной ранит Апол­ло­на, вызвав в нем пыл­кую любовь к пре­крас­ной ним­фе Дафне, а дру­гой — Даф­ну, все­лив в нее отвра­ще­ние к богу солн­ца, а заод­но и ко все­му муж­ско­му полу. Спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний влюб­лен­но­го Апол­ло­на, ним­фа умо­ля­ет сво­его отца, реч­но­го бога Пенея, лишить ее кра­соты. Вняв прось­бам, Пеней пре­вра­ща­ет несчаст­ную в лав­ро­вое дере­во:


Толь­ко скон­ча­ла моль­бу, —
цепе­не­ют тягост­но чле­ны,
Неж­ная деви­чья грудь корой
окру­жа­ет­ся тон­кой,
Воло­сы — в зелень лист­вы
пре­вра­ща­ют­ся, руки же —
в вет­ви;
Рез­вая рань­ше нога ста­но­вит­ся
мед­лен­ным кор­нем,
Скры­то лист­вою лицо, —
кра­сота лишь одна оста­ет­ся

В память о Дафне Апол­лон сплел из веток веч­но­зе­ле­но­го дере­ва венок и укра­сил им свою золотую лиру. Лавр почи­тал­ся дере­вом Апол­ло­на, и таким обра­зом в древ­но­сти воз­ник обы­чай награж­дать поэтов и победи­те­лей вен­ком из лав­ро­вых листьев. Пред­став­лен­ный эпи­зод вос­при­ни­ма­ет­ся как галант­ная сце­на, раз­ве­ваю­щий­ся за спи­ной Апол­ло­на плащ, вски­ну­тые руки Даф­ны при­да­ют ком­по­зи­ции дина­ми­ку, соот­вет­ст­ву­ю­щую сюже­ту.

Сти­ли­сти­че­ски эрми­таж­ная кар­ти­на при­мы­ка­ет к груп­пе про­из­веде­ний, испол­нен­ных худож­ни­ком в 1708—1717 годах по зака­зу архи­епи­ско­па Лота­ра Фран­ца фон Шон­бор­на для укра­ше­ния его лет­ней рези­ден­ции, зам­ка Вай­зен­штайн в Пом­мер­сфель­дене (Бам­берг), куда вхо­ди­ло полот­но с одно­имен­ным наз­ва­ни­ем, но ком­по­зи­ци­он­но решен­ное несколь­ко ина­че. По ана­ло­гии кар­ти­ну из кол­лек­ции Эрми­та­жа мож­но дати­ро­вать теми же года­ми. Суще­ст­ву­ет еще один вари­ант в част­ной кол­лек­ции в Фер­мо.

Пар­ная к «Апол­ло­ну и Дафне» кар­ти­на «Суд Пари­са» была про­да­на с аук­ци­о­на эрми­таж­но­го собра­ния в 1854 году.

В 1855 году при пере­дел­ке неко­то­рых поме­ще­ний Зим­не­го двор­ца, пред­на­зна­чен­ных для вели­ко­го кня­зя Нико­лая Нико­ла­е­ви­ча, сына Нико­лая I, по слу­чаю его пред­сто­я­щей женить­бы, архи­тек­тор А.И. Шта­кен­шней­дер создал гости­ную в сти­ле фран­цуз­ско­го роко­ко, назван­ную «Салон аму­ров». Из кла­до­вых Эрми­та­жа были взя­ты несколь­ко кар­тин для деко­ри­ров­ки, в том чис­ле «Апол­лон и Даф­на» Тре­ви­за­ни. Полот­но было обре­за­но со всех сто­рон и встав­ле­но в золо­че­ную раму при­чуд­ли­вой фор­мы, вен­чаю­щую высо­кое зер­ка­ло на пиляст­ре. Инте­рьер сало­на не сох­ра­нил­ся, но запе­чат­лен на аква­ре­ли Эду­ар­да Гау 1868 года (Государ­ст­вен­ный Эрми­таж).

Буш­ми­на Т. Б.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 61 кат. № 54.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись художник аполлон и дафна франческо тревизани холст масло феб инв № гэ 238