Холст, масло. 154,5 × 126,5 см.Инв. № ГЭ 9517.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Венера, Купидон и Вулкан.
Холст, масло. 154,5 × 126,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Образ Венеры для живописца всегда был поводом для воплощения собственного представления об идеальной красоте. В данном случае картина Себастьяно Риччи — своеобразный манифест художника, поскольку образцом для себя он явно выбирает работы своего великого предшественника — знаменитого мастера венецианского Возрождения Паоло Веронезе (аналогичная композиция Веронезе «Венера, Марс и Купидон» находится в музее Прадо в Мадриде). Вслед за Себастьяно Риччи все венецианские живописцы XVIII века будут стремиться подражать Веронезе, и тот же тип белокурой венецианки появится в произведениях Тьеполо, Пеллегрини, Пьяццетты, Амигони.
Плетка в руках Венеры напоминает о коварстве Купидона, стрелы которого не знают пощады и причиняют немало страданий не только людям, но и богам. Согласно греческому мифу, при рождении Эрота Зевс хотел уничтожить его, предвидя множество бед от жестокого мальчишки. Афродита спасла сына, укрыв его в глухом лесу, где его выкормили две львицы, но впоследствии и сама богиня любви немало натерпелась от разящих стрел Эрота. Тема наказания Купидона — Венера сечет сына плетью, а нимфы ломают его лук и стрелы — была распространена как в античном, так и в ренессансном искусстве.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.