Сатир и спящая нимфа
Якопо Амигони (1682—1752).
Холст, масло. 1730-е гг. 100 × 125 см.
Инв. № ГЭ 10369.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Сатир и спящая нимфа.

Якопо Амигони (1682—1752).
Холст, масло. 1730-е гг. 100 × 125 см.
Инв. № ГЭ 10369.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1979 г., дар Государ­ст­вен­но­му Эрми­та­жу.

Описание:
Темы антич­ной мифо­ло­гии, повест­ву­ю­щие об амур­ных похож­де­ни­ях богов, ожи­ли с новой силой в искус­стве евро­пей­ско­го роко­ко, направ­ле­ния, про­пи­тан­но­го духом эро­ти­ки и гедо­низ­ма. Ами­го­ни, из всех вене­ци­ан­ских масте­ров наи­бо­лее тес­но свя­зан­ный с этой куль­ту­рой, обра­ща­ет­ся к сюже­ту, заим­ст­во­ван­но­му из антич­но­сти вна­ча­ле куль­ту­рой Ренес­сан­са, а затем и искус­ст­вом XVIII века. В вене­ци­ан­ской живо­пи­си мотив лежа­щей обна­жен­ной жен­ской фигу­ры встре­ча­ет­ся уже в твор­че­стве Джо­ван­ни Бел­ли­ни («Пир богов», Нацио­наль­ная гале­рея, Вашинг­тон), а затем мно­го­крат­но интер­пре­ти­ру­ет­ся в раз­лич­ных ком­по­зи­ци­ях Джор­джоне, Паль­мой Стар­шим, Тици­а­ном. Широ­кой извест­но­стью поль­зо­ва­лась гра­вю­ра Анни­ба­ле Каррач­чи, изо­бра­жаю­щая спя­щую ним­фу и нескром­но наблюдаю­ще­го за ней сати­ра. Ами­го­ни неод­но­крат­но повто­рял одна­жды най­ден­ную позу полу­ле­жа­щей Вене­ры или, как в дан­ном слу­чае, ним­фы в ком­по­зи­ци­ях «Вене­ра и Адо­нис» (част­ное собра­ние, Лон­дон), «Спя­щая Вене­ра и пут­ти» (част­ное собра­ние, Вене­ция) и в кар­тине на тот же сюжет, про­хо­див­шей на аук­ци­оне Сот­бис в Лон­доне 12 апре­ля 1978 года. Если пред­по­ло­жить, что в эрми­таж­ном полотне в виде сати­ра изо­бра­жен Юпи­тер, то сюжет мож­но было бы трак­то­вать как «Юпи­тер и Антио­па»: увидев­ший спя­щую цар­скую дочь Антио­пу, Юпи­тер в обли­ке сати­ра соби­ра­ет­ся соблаз­нить ее.

Ами­го­ни был ярким интер­пре­та­то­ром роко­ко, а вовсе не эпи­го­ном фран­цуз­ских масте­ров. Этот стиль ока­зал­ся абсо­лют­но созвуч­ным его соб­ст­вен­но­му даро­ва­нию: мяг­кая мане­ра живо­пи­си с дели­кат­ной све­то­те­нью, тон­кий неж­ный коло­рит импо­ни­ро­ва­ли ари­сто­кра­ти­че­ским заказ­чи­кам, кото­рые хоте­ли видеть не антич­ный вари­ант пас­то­ра­ли, а кокет­ли­вую имп­ро­ви­за­цию в духе поэ­зии «галант­но­го века».

Кар­ти­ну мож­но дати­ро­вать 1730-ми года­ми.

Арте­мье­ва И. С.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 67—68 кат. № 58.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись художник холст масло якопо амигони сатир и спящая нимфа сатиры нимфы инв № гэ 10369