Сатир и спящая нимфаЯкопо Амигони (1682—1752).
Холст, масло. 1730-е гг. 100 × 125 см.
Инв. № ГЭ 10369.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Темы античной мифологии, повествующие об амурных похождениях богов, ожили с новой силой в искусстве европейского рококо, направления, пропитанного духом эротики и гедонизма. Амигони, из всех венецианских мастеров наиболее тесно связанный с этой культурой, обращается к сюжету, заимствованному из античности вначале культурой Ренессанса, а затем и искусством XVIII века. В венецианской живописи мотив лежащей обнаженной женской фигуры встречается уже в творчестве Джованни Беллини («Пир богов», Национальная галерея, Вашингтон), а затем многократно интерпретируется в различных композициях Джорджоне, Пальмой Старшим, Тицианом. Широкой известностью пользовалась гравюра Аннибале Карраччи, изображающая спящую нимфу и нескромно наблюдающего за ней сатира. Амигони неоднократно повторял однажды найденную позу полулежащей Венеры или, как в данном случае, нимфы в композициях «Венера и Адонис» (частное собрание, Лондон), «Спящая Венера и путти» (частное собрание, Венеция) и в картине на тот же сюжет, проходившей на аукционе Сотбис в Лондоне 12 апреля 1978 года. Если предположить, что в эрмитажном полотне в виде сатира изображен Юпитер, то сюжет можно было бы трактовать как «Юпитер и Антиопа»: увидевший спящую царскую дочь Антиопу, Юпитер в облике сатира собирается соблазнить ее.
Амигони был ярким интерпретатором рококо, а вовсе не эпигоном французских мастеров. Этот стиль оказался абсолютно созвучным его собственному дарованию: мягкая манера живописи с деликатной светотенью, тонкий нежный колорит импонировали аристократическим заказчикам, которые хотели видеть не античный вариант пасторали, а кокетливую импровизацию в духе поэзии «галантного века».
Картину можно датировать 1730-ми годами.
Артемьева И. С.