Вакх и Ариадна
Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).Холст, масло. 103,5 × 151 см.Инв. № ГЭ 7495.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Вакх и Ариадна.
Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).
Холст, масло. 103,5 × 151 см.
Холст, масло. 103,5 × 151 см.
Инв. № ГЭ 7495.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Происхождение:
Поступление: 1779 г., в составе коллекции Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл (Англия);
1923 г. — передана в Екатерининский дворец в Царском Селе (г. Пушкин);
конец 1920-х гг. — передана в Государственный музейный фонд;
1933 г. — возвращена в Эрмитаж.
1923 г. — передана в Екатерининский дворец в Царском Селе (г. Пушкин);
конец 1920-х гг. — передана в Государственный музейный фонд;
1933 г. — возвращена в Эрмитаж.
Описание:
На картине изображен популярный в европейском искусстве эпизод встречи Вакха (в греческой мифологии Дионис), бога виночерпия и виноградарства, с дочерью критского царя Ариадной. Этот сюжет подробно описан в сочинении Овидия «Наука любви» (I, 537). Во время своих странствий Вакх высадился на острове Наксос, чтобы вступить в мистический брак с Ариадной, покинутой Тезеем. Увидев Ариадну спящей на берегу моря, он был поражен ее красотой. Раненная стрелой Амура, прекрасная Ариадна, позабыв неверного Тезея, воспылала любовью к Вакху. Целая толпа нимф, фавнов и вакханок сопровождает бога-виночерпия. Поддерживаемый с двух сторон сатирами, едет на осле пьяный Силен. Парящий в небесах путто держит в руке венец из маленьких сверкающих звездочек, как бы благословляя брачный союз.
Представленная на картине сцена решена римским художником с присущей его живописи элегантностью, фигуры центральных персонажей несколько идеализированы и имеют явные черты заимствований из произведений его предшественников — Карло Маратти, Гвидо Рени, Аннибале Карраччи.
«Вакх и Ариадна» входила в серию из четырех картин, одна пара изображала сюжеты из греческой мифологии, другая — сюжеты из Нового Завета. В начале XX века серия была разрознена по разным собраниям. Близкий вариант, входящий в серию из четырех картин на мифологические сюжеты, исполненный Кьяри в 1708 году для кардинала Фабрицио Спада Вералли, находится в Галерее Спада (Рим). Рисунок из коллекции герцога Девонширского (Четсфорд) можно рассматривать как подготовительный к обеим композициям.
Бог гласит: Это я, вернейший друг и заботник! Дева, страх позабудь: Вакху ты будешь женой! Небо — брачный мой дар: звездой просияешь на небе, Путь в ночи кораблям Критский укажет Венец. |
«Вакх и Ариадна» входила в серию из четырех картин, одна пара изображала сюжеты из греческой мифологии, другая — сюжеты из Нового Завета. В начале XX века серия была разрознена по разным собраниям. Близкий вариант, входящий в серию из четырех картин на мифологические сюжеты, исполненный Кьяри в 1708 году для кардинала Фабрицио Спада Вералли, находится в Галерее Спада (Рим). Рисунок из коллекции герцога Девонширского (Четсфорд) можно рассматривать как подготовительный к обеим композициям.
Бушмина Т. Б.
Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 69—70 кат. № 59.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.