Вакх и Ариадна
Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).
Холст, масло. 103,5 × 151 см.
Инв. № ГЭ 7495.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Вакх и Ариадна.

Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).
Холст, масло. 103,5 × 151 см.
Инв. № ГЭ 7495.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1779 г., в соста­ве кол­лек­ции Р. Уол­по­ла в зам­ке Хоу­тон-Холл (Англия);
1923 г. — пере­да­на в Ека­те­ри­нин­ский дво­рец в Цар­ском Селе (г. Пуш­кин);
конец 1920-х гг. — пере­да­на в Государ­ст­вен­ный музей­ный фонд;
1933 г. — воз­вра­ще­на в Эрми­таж.

Описание:
На кар­тине изо­бра­жен попу­ляр­ный в евро­пей­ском искус­стве эпи­зод встре­чи Вак­ха (в гре­че­ской мифо­ло­гии Дио­нис), бога вино­чер­пия и вино­гра­дар­ства, с доче­рью крит­ско­го царя Ари­ад­ной. Этот сюжет подроб­но опи­сан в сочи­не­нии Овидия «Нау­ка люб­ви» (I, 537). Во вре­мя сво­их стран­ст­вий Вакх выса­дил­ся на ост­ро­ве Нак­сос, чтобы всту­пить в мисти­че­ский брак с Ари­ад­ной, поки­ну­той Тезе­ем. Увидев Ари­ад­ну спя­щей на бере­гу моря, он был пора­жен ее кра­сотой. Ранен­ная стре­лой Аму­ра, пре­крас­ная Ари­ад­на, поза­быв невер­но­го Тезея, вос­пы­ла­ла любо­вью к Вак­ху. Целая тол­па нимф, фав­нов и вак­ха­нок соп­ро­вож­да­ет бога-вино­чер­пия. Под­дер­жи­вае­мый с двух сто­рон сати­ра­ми, едет на осле пья­ный Силен. Паря­щий в небе­сах пут­то дер­жит в руке венец из малень­ких свер­каю­щих звездо­чек, как бы бла­го­слов­ляя брач­ный союз.

Бог гла­сит: Это я, вер­ней­ший
друг и забот­ник!
Дева, страх поза­будь: Вак­ху ты
будешь женой!
Небо — брач­ный мой дар: звездой
про­си­я­ешь на небе,
Путь в ночи кораб­лям Крит­ский
ука­жет Венец
.
Пред­став­лен­ная на кар­тине сце­на реше­на рим­ским худож­ни­ком с при­су­щей его живо­пи­си эле­гант­но­стью, фигу­ры цен­траль­ных пер­со­на­жей несколь­ко иде­а­ли­зи­ро­ва­ны и име­ют явные чер­ты заим­ст­во­ва­ний из про­из­веде­ний его пред­ше­ст­вен­ни­ков — Кар­ло Марат­ти, Гвидо Рени, Анни­ба­ле Каррач­чи.
«Вакх и Ари­ад­на» вхо­ди­ла в серию из четы­рех кар­тин, одна пара изо­бра­жа­ла сюже­ты из гре­че­ской мифо­ло­гии, дру­гая — сюже­ты из Ново­го Заве­та. В нача­ле XX века серия была раз­роз­не­на по раз­ным собра­ни­ям. Близ­кий вари­ант, вхо­дя­щий в серию из четы­рех кар­тин на мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты, испол­нен­ный Кья­ри в 1708 году для кар­ди­на­ла Фаб­ри­цио Спа­да Верал­ли, нахо­дит­ся в Гале­рее Спа­да (Рим). Рису­нок из кол­лек­ции гер­цо­га Девон­шир­ско­го (Чет­сфорд) мож­но рас­смат­ри­вать как под­гото­ви­тель­ный к обе­им ком­по­зи­ци­ям.
Буш­ми­на Т. Б.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 69—70 кат. № 59.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись художник вакх и ариадна джузеппе бартоломео кьяри холст масло дионис бахус силен силены осел на осле эрот эроты эрос амур амуры купидон путто путти венец лук стрела стрелы амура сатир сатиры нимфа нимфы менада менады вакханка вакханки венок из цветов инв № гэ 7495