Пейзаж с развалинами
Клод Жозеф Верне (1714—1789).
Холст, масло. 50 × 65 см.
Инв. № ГЭ 7442.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Пейзаж с развалинами.

Клод Жозеф Верне (1714—1789).
Холст, масло. 50 × 65 см.
Инв. № ГЭ 7442.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1933 г., из Анти­ква­ри­а­та, ранее — в собра­нии гра­фа А. А. Без­бо­род­ко, Санкт-Петер­бург;
гра­фа А. Г. Куше­ле­ва-Без­бо­род­ко (?), Санкт-Петер­бург; воз­мож­но, в собра­нии его доче­рей — В. А. Кочу­бей или гра­фи­ни Л. А. Муси­ной-Пуш­ки­ной.

Описание:
В ката­ло­гах Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа кар­ти­на чис­ли­лась как про­из­веде­ние неиз­вест­но­го фран­цуз­ско­го худож­ни­ка XVIII века. Нам уда­лось опре­де­лить как авто­ра, так и исто­рию про­из­веде­ния. Мане­ра живо­пи­си не вызы­ва­ет ника­ких сомне­ний в том, что оно при­над­ле­жит кисти извест­но­го фран­цуз­ско­го пей­за­жи­ста К. Ж. Верне и может быть отне­се­но к италь­ян­ско­му пери­о­ду его твор­че­ства. Воз­мож­но, неуве­рен­ность иссле­до­ва­те­лей вызы­ва­ло отсут­ст­вие под­пи­си на кар­тине, тогда как мастер по боль­шей части под­пи­сы­вал и дати­ро­вал свои тво­ре­ния. Одна­ко неред­ко попа­да­ют­ся ком­по­зи­ции и без под­пи­си, чаще — в юно­ше­ские годы. Нашу атри­бу­цию уст­но под­твер­дил Ф. Конис­би — круп­ней­ший аме­ри­кан­ский иссле­до­ва­тель твор­че­ства Верне.

В ката­ло­гах Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа встре­ча­ет­ся вто­рое наз­ва­ние кар­ти­ны — «Раз­ва­ли­ны Пала­ти­на». Одна­ко на самом деле ком­по­зи­ция пред­став­ля­ет руи­ны одной из антич­ных пост­ро­ек, в XVIII сто­ле­тии нахо­див­шей­ся в окрест­но­стях Рима воз­ле Пор­та Капе­на (в насто­я­щее вре­мя — в чер­те горо­да), — Грот ним­фы Эге­рия. Этот ком­плекс стро­е­ний был соору­жен в основ­ном в I веке н. э., нахо­дил­ся на вил­ле Эро­де Атти­ко и слу­жил купаль­ня­ми. Он был снаб­жен несколь­ки­ми под­зем­ны­ми цистер­на­ми для воды. В древ­но­сти сте­ны грота были отде­ла­ны зеле­ным мра­мо­ром, а цен­траль­ная ниша — белым. Лежа­щая в ней ста­туя вен­ча­ла фон­тан, напол­няв­ший водой бас­сейн. Грот ним­фы Эге­рия суще­ст­ву­ет и поныне, но в виде более раз­ру­шен­ном, чем на кар­тине К. Ж. Верне.

Уда­лось уточ­нить и про­ис­хож­де­ние кар­ти­ны, о кото­ром преж­де было извест­но лишь поступ­ле­ние ее в Эрми­таж в 1933 году из Отде­ла охра­ны памят­ни­ков ста­ри­ны. Нет ника­ких сомне­ний, что ранее она нахо­ди­лась в собра­нии извест­но­го кол­лек­ци­о­не­ра, Свет­лей­ше­го кня­зя канц­ле­ра Алек­санд­ра Андре­еви­ча Без­бо­род­ко (1746—1799), в тече­ние послед­них деся­ти лет жиз­ни соби­рав­ше­го боль­шую кол­лек­цию евро­пей­ской живо­пи­си. Его кар­тин­ная гале­рея вклю­ча­ла три­на­дцать поло­тен К. Ж. Верне, кото­рые укра­ша­ли пре­иму­ще­ст­вен­но его спаль­ню. При жиз­ни кня­зя была состав­ле­на опись при­над­ле­жав­ших ему живо­пис­ных про­из­веде­ний. В насто­я­щее вре­мя уда­лось обна­ру­жить более позд­ний спи­сок неболь­шой части собра­ния. Одна­ко в соот­вет­ст­вии с опи­сью на кар­ти­нах были худо­же­ст­вен­но выведе­ны белой крас­кой номе­ра, один из кото­рых, «224», виден в пра­вом ниж­нем углу хол­ста. Его порядок соот­вет­ст­ву­ет несколь­ким дру­гим, най­ден­ным нами пей­за­жам Верне из собра­ния Без­бо­род­ко, кото­рые, судя по все­му, были сгруп­пи­ро­ва­ны в опи­си вме­сте.

Деря­би­на Е. В.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 72 кат. № 62.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись художник пейзаж с развалинами клод жозеф верне холст масло развалины руины грот нимфей эгерии эгерия aegeria вилла эроде аттико герод аттик купальни купальня баня бани фонтан бассейн инв № гэ 7442