ХудожникиРобер Юбер (1733—1809).
Холст, масло. 24 × 32 см.
Инв. № ГЭ 6407.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Робер часто вводил в свои произведения художников, рисующих античные памятники, архитектурные сооружения и привлекательные местности. Эта тема появляется в его творчестве еще в Италии, например, в рисунке из музея Вланса «Рисовальщики на Палатине», датированном 1761—
1762 годами. Позднее, с 1780-х годов, он стал изображать в пейзажах себя за работой. Но обычно эти фигуры имели второстепенное значение и помещались среди руин или в группах, образующих стаффаж. Здесь же — напротив, внимание сосредоточено на двух художниках, занятых работой над набросками с натуры, как и в эрмитажной акварели «Художница среди античных развалин», датированной 1796 годом (инв. № 46524). По-видимому, и данная картина может быть отнесена к тому же десятилетию.
Робер «завоевал» Россию к началу 1780-х годов, когда граф А. С. Строганов, близкий друг и покровитель художника, крупнейший коллекционер и знаток живописи, поднес императрице первые две картины Робера и более двух десятилетий пожинал плоды своей славы среди самых блистательных и знатных почитателей Петербурга и Москвы. Этому успеху способствовало как увлечение Италией и ее античными древностями, так и воплощенные мастером в своем творчестве идеи Жан-Жака Руссо, получившие в России не меньшее распространение, чем во Франции. Они воспевали близкий русскому мировосприятию культ «первозданной природы». Бурное строительство загородных усадеб, окруженных пейзажными парками, требовало своего вдохновителя, которым не мог стать никто другой кроме Гюбера Робера. Противоречия между тремя поколениями столь разных по духу и убеждениям монархов не помешали им испытывать неизменное почтение к романтическим руинам Гюбера Робера. Художник дважды — в 1782 и 1791 годах — получал приглашение Екатерины II посетить Петербург и писать пейзажи Царского Села. Но по разным причинам он отклонил эти лестные предложения. Великий князь Павел Петрович (будущий император Павел I) познакомился с французским мастером в Париже во время путешествия по Европе в 1782 году. Впоследствии Робер неоднократно выполнял заказы Павла, который сохранил благосклонность к художнику до конца своих дней. По настоятельному совету графа А.С. Строганова уже в начале своего правления, в 1803 году, император Александр I приобрел у мастера сразу восемь композиций разного времени, представляющих все тематическое разнообразие его творчества. Одной из них и является картина «Художники». Вскоре после поступления в Императорский Эрмитаж она была отправлена в загородный дворец в Гатчине, где и находилась до 1920 года.
Почитателями и заказчиками Гюбера Робера стала не только императорская фамилия, но и самые известные русские коллекционеры: Юсуповы, Безбородко, Голицыны, Шуваловы и Ростопчины и многие другие, чьи столичные дома и загородные усадьбы украшали полотна французского пейзажиста. Россия отдала дань уважения прославленному мастеру. 11 декабря 1802 года Петербургская Академия художеств приняла решение избрать его в свои «почетные вольные общники». Художник несомненно гордился этим званием, которое начертано на его надгробии на кладбище в Отейле.
Дерябина Е. В.