Портрет князя Н. Б. Юсупова с собакой
Иоганн Баптист Лампи Старший (1751—1830), Якоб Филипп Хаккерт (1737—1807).
Холст, масло. 61 × 58 см.
На нижнем бруске подрамника этикетка: «агирдъ и лампий № 53 к», надпись полустерта и читается только в люминесценции.
Инв. № ГЭ 5766.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Портрет князя Н. Б. Юсупова с собакой.

Иоганн Баптист Лампи Старший (1751—1830), Якоб Филипп Хаккерт (1737—1807).
Холст, масло. 61 × 58 см.
На нижнем бруске подрамника этикетка: «агирдъ и лампий № 53 к», надпись полустерта и читается только в люминесценции.
Инв. № ГЭ 5766.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Кар­ти­на была напи­са­на по зака­зу кня­зя Н. Б. Юсу­по­ва меж­ду 1782 и 1789 года­ми,
пер­во­на­чаль­но нахо­ди­лась во двор­це на Фон­тан­ке, Санкт-Петер­бург;
затем в Мос­ков­ском доме;
до 1850 г. — пере­ве­зе­на во дво­рец на Мой­ке, Санкт-Петер­бург;
1919—1924 — во двор­це-музее Юсу­по­вых, Пет­ро­град.

Описание:
Князь сидит на облом­ке антич­ной колон­ны. На зад­нем плане окру­жаю­ще­го пей­за­жа руи­на древ­не­го архи­тек­тур­но­го соору­же­ния, сво­ей округ­лой фор­мой напо­ми­наю­ще­го антич­ный театр. Князь опи­ра­ет­ся левой рукой на камен­ный поста­мент с латин­ской над­пи­сью. На кня­зе редин­гот — обыч­ная одеж­да путе­ше­ст­вен­ни­ка того вре­ме­ни. Сле­ва на груди — знак орде­на Бело­го Орла (без лен­ты и звезды — скром­ный поход­ный вари­ант). В его руке кни­га, ско­рее все­го, антич­но­го авто­ра. Перед нами отды­хаю­щий турист, вель­мо­жа, осмат­ри­ваю­щий памят­ни­ки древ­но­сти — фигу­ра, типич­ная для про­све­щен­ной части обще­ства эпо­хи увле­че­ния клас­си­че­ским искус­ст­вом и исто­ри­ей. Имен­но в таком каче­стве князь Н.Б. Юсу­пов и хотел быть запе­чат­лен­ным на этом полотне, поста­вив перед обо­и­ми его авто­ра­ми соот­вет­ст­ву­ю­щие зада­чи. Эта малень­кая кар­ти­на пред­став­ля­ет осо­бый инте­рес, так как без­услов­но явля­ет­ся про­грамм­ной, при­чем идея, без сомне­ния, при­над­ле­жит само­му заказ­чи­ку. Глядя на полот­но, мож­но без осо­бо­го труда рекон­струи­ро­вать после­до­ва­тель­ность работы над ним Лам­пи и Хак­кер­та. Несколь­ко при­нуж­ден­ная поза и не совсем орга­нич­но впи­сы­ваю­ща­я­ся в пей­заж фигу­ра гово­рят о том, что спер­ва на кар­тине появил­ся порт­рет, сде­лан­ный Лам­пи, а затем Хак­кер­том к нему был при­пи­сан обло­мок коринф­ской колон­ны и весь пей­заж с поста­мен­том и лежа­щей на нем шля­пой, а так­же изо­бра­же­ние соба­ки, отли­чаю­ще­е­ся харак­тер­ны­ми для Хак­кер­та маз­ка­ми.

Веро­ят­нее все­го, Хак­керт, соглас­но поже­ла­нию заказ­чи­ка, дол­жен был изо­бра­зить какое-то опре­де­лен­ное гео­гра­фи­че­ское место. Напо­ло­ви­ну скры­тые фигу­рой, две латин­ских стро­ки ...AE*SEX*.../...INAE на поста­мен­те поз­во­ля­ют сде­лать неко­то­рые пред­по­ло­же­ния на этот счет. В эпи­гра­фи­ке извест­на над­пись AQUAE·SEX, озна­чаю­щая Aquae Sextiae. Так назы­ва­лась извест­ная сво­и­ми горя­чи­ми мине­раль­ны­ми источ­ни­ка­ми и купа­ни­я­ми коло­ния, создан­ная в 123 году до н. э. про­кон­су­лом Транс­аль­пий­ской Гал­лии, победи­те­лем пле­ме­ни сали­ев Секс­ти­ем Саль­ви­ем (может быть, вто­рая стро­ка озна­ча­ет SALVINAE?). Сей­час на этом месте нахо­дит­ся город Экс-ан-Про­ванс. Князь Юсу­пов в 1783—1789 годах был послан­ни­ком в Турине и, конеч­но, совер­шал поезд­ки в места архео­ло­ги­че­ских нахо­док и сох­ра­нив­ших­ся памят­ни­ков древ­не­рим­ской архи­тек­ту­ры, при­чем посе­щал, если верить это­му полот­ну, досто­при­ме­ча­тель­но­сти, не толь­ко вхо­див­шие в Grand Tour, но и мало­из­вест­ные обыч­ным евро­пей­ским тури­стам кон­ца XVIII века, рас­по­ло­жен­ные в Южной Фран­ции. Эрми­таж­ный порт­рет под­чер­ки­ва­ет и этот момент, обра­щая вни­ма­ние на серь­ез­ный инте­рес и боль­шую эруди­цию рус­ско­го вель­мо­жи.

Дата созда­ния порт­ре­та при­хо­дит­ся, оче­вид­но, на пери­од меж­ду 1786 годом, когда князь Юсу­пов был пожа­ло­ван орде­ном Бело­го Орла, и 1789 — вре­ме­нем его воз­вра­ще­ния в Рос­сию.

Гар­ло­ва М. П.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 75 кат. № 65.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись художник портрет князя н б юсупова с собакой иоганн баптист лампи старший якоб филипп хаккерт холст масло агирд агирдъ и лампий № 53 к надпись античный пейзаж театр руины развалины собака каменный постамент латинская алтарь редингот aquae sextiae аквы секстиевы экс-ан-прованс инв гэ 5766