Портрет князя Н. Б. Юсупова с собакойИоганн Баптист Лампи Старший (1751—1830), Якоб Филипп Хаккерт (1737—1807).
Холст, масло. 61 × 58 см.
На нижнем бруске подрамника этикетка: «агирдъ и лампий № 53 к», надпись полустерта и читается только в люминесценции.
Инв. № ГЭ 5766.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Князь сидит на обломке античной колонны. На заднем плане окружающего пейзажа руина древнего архитектурного сооружения, своей округлой формой напоминающего античный театр. Князь опирается левой рукой на каменный постамент с латинской надписью. На князе редингот — обычная одежда путешественника того времени. Слева на груди — знак ордена Белого Орла (без ленты и звезды — скромный походный вариант). В его руке книга, скорее всего, античного автора. Перед нами отдыхающий турист, вельможа, осматривающий памятники древности — фигура, типичная для просвещенной части общества эпохи увлечения классическим искусством и историей. Именно в таком качестве князь Н.Б. Юсупов и хотел быть запечатленным на этом полотне, поставив перед обоими его авторами соответствующие задачи. Эта маленькая картина представляет особый интерес, так как безусловно является программной, причем идея, без сомнения, принадлежит самому заказчику. Глядя на полотно, можно без особого труда реконструировать последовательность работы над ним Лампи и Хаккерта. Несколько принужденная поза и не совсем органично вписывающаяся в пейзаж фигура говорят о том, что сперва на картине появился портрет, сделанный Лампи, а затем Хаккертом к нему был приписан обломок коринфской колонны и весь пейзаж с постаментом и лежащей на нем шляпой, а также изображение собаки, отличающееся характерными для Хаккерта мазками.
Вероятнее всего, Хаккерт, согласно пожеланию заказчика, должен был изобразить какое-то определенное географическое место. Наполовину скрытые фигурой, две латинских строки ...AE*SEX*.../...INAE на постаменте позволяют сделать некоторые предположения на этот счет. В эпиграфике известна надпись AQUAE·SEX, означающая Aquae Sextiae. Так называлась известная своими горячими минеральными источниками и купаниями колония, созданная в 123 году до н. э. проконсулом Трансальпийской Галлии, победителем племени салиев Секстием Сальвием (может быть, вторая строка означает SALVINAE?). Сейчас на этом месте находится город Экс-ан-Прованс. Князь Юсупов в 1783—1789 годах был посланником в Турине и, конечно, совершал поездки в места археологических находок и сохранившихся памятников древнеримской архитектуры, причем посещал, если верить этому полотну, достопримечательности, не только входившие в Grand Tour, но и малоизвестные обычным европейским туристам конца XVIII века, расположенные в Южной Франции. Эрмитажный портрет подчеркивает и этот момент, обращая внимание на серьезный интерес и большую эрудицию русского вельможи.
Дата создания портрета приходится, очевидно, на период между 1786 годом, когда князь Юсупов был пожалован орденом Белого Орла, и 1789 — временем его возвращения в Россию.
Гарлова М. П.