Холст, масло. 123 × 159 см.
Слева внизу подпись и дата: Angelica Kauffmann pinx. Rome 1788Инв. № ГЭ 4172.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Вергилий читает «Энеиду» Октавии и Августу.
Холст, масло. 123 × 159 см.
Слева внизу подпись и дата: Angelica Kauffmann pinx. Rome 1788
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Действие происходит на фоне древнеримской архитектуры. На заднем плане в проеме арки видны Капитолий и храм Юпитера Громовержца. В центре композиции — фигура потерявшей сознание Октавии, сестры императора Августа. К ней устремлены взгляды и движения остальных персонажей. Август, вскочив с трона, спешит к ней на помощь; одна служанка, стоя на коленях, обнимает ее, вторая — поддерживает голову своей госпожи, гневно глядя на стоящего справа Вергилия. Поэт держит в руках лист свитка с начертанными на нем словами стиха «Энеиды»: Tu Marcellus eris... Остальные листы видны у него за пазухой. Вергилий несколько дистанцирован от других действующих лиц, наблюдая момент высокого трагизма, благородного накала чувств страдания и сострадания. Художница выступает в этом полотне более зрелым выразителем классицистических идей Винкельмана, чем в своих ранних исторических картинах, таких как «Венера уговаривает Елену любить Париса» (первый вариант — 1773) или «Гектор призывает Париса на битву» (1775). В сцене с Вергилием она достигла большего лаконизма линий, цветовых пятен, отказалась от излишней дробности в светотеневой лепке тканей одежды, добилась ясности формы и устойчивости композиции. Зрелость Анжелики, как мастера, проявилась в стремлении к индивидуализации и выразительности образов.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.