Вергилий читает «Энеиду» Октавии и Августу
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 123 × 159 см.
Слева внизу подпись и дата: Angelica Kauffmann pinx. Rome 1788
Инв. № ГЭ 4172.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Вергилий читает «Энеиду» Октавии и Августу.

Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло. 123 × 159 см.
Слева внизу подпись и дата: Angelica Kauffmann pinx. Rome 1788
Инв. № ГЭ 4172.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1902 г., из двор­ца в Лазен­ках (Вар­ша­ва).

Описание:
Кар­ти­на испол­не­на по зака­зу поль­ско­го коро­ля Ста­ни­сла­ва Авгу­ста Поня­тов­ско­го. В сво­ей кни­ге зака­зов Анже­ли­ка Кауф­ман объ­яс­ня­ет содер­жа­ние кар­ти­ны, заим­ст­во­ван­ное из кни­ги Мак­ро­бия «Сатур­на­лии» (VI, 8) сле­дую­щим обра­зом: «Рим. Год 1788. Для его Вели­че­ства коро­ля Поль­ши закон­че­на кар­ти­на на хол­сте... с фигу­ра­ми, изо­бра­жаю­щи­ми Авгу­ста, Окта­вию и Вер­ги­лия. Вер­ги­лий чита­ет Авгу­сту шестую кни­гу сво­ей «Эне­иды», где он гово­рит о Мар­се­лии [о Мар­цел­ле — прим. О. Люби­мо­вой], и Окта­вия теря­ет созна­ние. Август ста­ра­ет­ся помочь ей, как и две жен­щи­ны, кото­рые устрем­ля­ют­ся к ней на помощь. Поэт оста­ет­ся недви­жим и удив­ля­ет­ся, какой эффект про­из­ве­ло его чте­ние на душу Окта­вии...»

Дей­ст­вие про­ис­хо­дит на фоне древ­не­рим­ской архи­тек­ту­ры. На зад­нем плане в про­еме арки вид­ны Капи­то­лий и храм Юпи­те­ра Гро­мо­верж­ца. В цен­тре ком­по­зи­ции — фигу­ра поте­ряв­шей созна­ние Окта­вии, сест­ры импе­ра­то­ра Авгу­ста. К ней устрем­ле­ны взгляды и дви­же­ния осталь­ных пер­со­на­жей. Август, вско­чив с тро­на, спе­шит к ней на помощь; одна слу­жан­ка, стоя на коле­нях, обни­ма­ет ее, вто­рая — под­дер­жи­ва­ет голо­ву сво­ей гос­по­жи, гнев­но глядя на сто­я­ще­го спра­ва Вер­ги­лия. Поэт дер­жит в руках лист свит­ка с начер­тан­ны­ми на нем сло­ва­ми сти­ха «Эне­иды»: Tu Marcellus eris... Осталь­ные листы вид­ны у него за пазу­хой. Вер­ги­лий несколь­ко дистан­ци­ро­ван от дру­гих дей­ст­ву­ю­щих лиц, наблюдая момент высо­ко­го тра­гиз­ма, бла­го­род­но­го нака­ла чувств стра­да­ния и сост­ра­да­ния. Худож­ни­ца высту­па­ет в этом полотне более зре­лым выра­зи­те­лем клас­си­ци­сти­че­ских идей Вин­кель­ма­на, чем в сво­их ран­них исто­ри­че­ских кар­ти­нах, таких как «Вене­ра уго­ва­ри­ва­ет Еле­ну любить Пари­са» (пер­вый вари­ант — 1773) или «Гек­тор при­зы­ва­ет Пари­са на бит­ву» (1775). В сцене с Вер­ги­ли­ем она достиг­ла боль­ше­го лако­низ­ма линий, цве­то­вых пятен, отка­за­лась от излиш­ней дроб­но­сти в све­то­те­не­вой леп­ке тка­ней одеж­ды, доби­лась ясно­сти фор­мы и устой­чи­во­сти ком­по­зи­ции. Зре­лость Анже­ли­ки, как масте­ра, про­яви­лась в стрем­ле­нии к инди­виду­а­ли­за­ции и выра­зи­тель­но­сти обра­зов.

Гар­ло­ва М. П.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 76 кат. № 66.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись художник вергилий читает энеиду анжелика кауфман холст масло подпись дата angelica kauffmann pinx rome 1788 октавия младшая g128 энеида публий марон виргилий publius vergilius maro трон служанка свиток поэт инв № гэ 4172