Аполлон Бельведерский (с античного оригинала)
Неизвестный французский мастер XVIII в.
Бронза патинированная.
Высота 56 см.
Инв. № Н.ск. 1279.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Аполлон Бельведерский (с античного оригинала).

Неизвестный французский мастер XVIII в.
Бронза патинированная.
Высота 56 см.
Инв. № Н.ск. 1279.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1926 г., из двор­ца-музея кня­зей Юсу­по­вых, Ленин­град.

Описание:
Ста­ту­эт­ка Апол­ло­на Бель­ведер­ско­го явля­ет­ся редук­ци­ей (умень­шен­ным повто­ре­ни­ем) зна­ме­ни­той мра­мор­ной ста­туи Апол­ло­на древ­не­рим­ской работы, обна­ру­жен­ной в кон­це XV века и полу­чив­шей наз­ва­ние по двор­цу Бель­ведер в Вати­кане, где она была поме­ще­на. Брон­зо­вый ори­ги­нал ста­туи был создан в IV веке до н. э. масте­ром Лео­ха­ром и уста­нов­лен в хра­ме в Дель­фах, глав­ном цен­тре куль­та Апол­ло­на, где нахо­дил­ся его ора­кул, играв­ший в древ­но­сти огром­ную роль. Тор­же­ст­ву­ю­щим победи­те­лем, еще не опу­стив­шим сво­его лука, пред­ста­вил Апол­ло­на древ­не­гре­че­ский скуль­п­тор, стре­мив­ший­ся в сво­ем твор­че­стве сле­до­вать иде­а­лам клас­си­ки V века до н. э.

Ста­туя Апол­ло­на Бель­ведер­ско­го и вос­при­ни­ма­лась худож­ни­ка­ми ново­го вре­ме­ни как обра­зец клас­си­че­ской совер­шен­ной кра­соты. Про­слав­лен­ную ста­тую копи­ро­ва­ли и в эпо­ху Воз­рож­де­ния, и в XVII веке как в самой Ита­лии, так и в стра­нах, где рас­про­стра­ня­лись гума­низм и увле­че­ние антич­ным искус­ст­вом. Неко­то­рая теат­раль­ность ком­по­зи­ци­он­но­го реше­ния ста­туи, под­черк­ну­тая арти­стич­ность само­го дви­же­ния бога, тор­же­ст­вен­но устрем­лен­но­го впе­ред, дина­ми­ка форм его обна­жен­но­го тела, уси­лен­ная раз­ве­ваю­щим­ся пла­щом, — все эти чер­ты сти­ля Лео­ха­ра, доне­сен­ные рим­ским повто­ре­ни­ем, были необы­чай­но созвуч­ны при­двор­но­му искус­ству Фран­ции. Высо­кий уро­вень искус­ства брон­зы, успеш­но раз­ви­вав­ше­го во Фран­ции, к кото­рой в кон­це XVII века пере­шла веду­щая роль в брон­зо­ли­тей­ном деле, поз­во­лил неиз­вест­но­му масте­ру XVIII века создать изящ­ную редук­цию зна­ме­ни­той ста­туи, по сво­ей трак­тов­ке, воз­мож­но, даже более близ­кую несо­хра­нив­ше­му­ся гре­че­ско­му ори­ги­на­лу, чем дошед­шее до нас мра­мор­ное повто­ре­ние из Музея Вати­ка­на. Это­му, несо­мнен­но, спо­соб­ст­ву­ет сам мате­ри­ал ста­ту­эт­ки — пати­ни­ро­ван­ная брон­за с ее бога­той игрой бли­ков и теней, с поверх­но­стью, уси­лен­ной чекан­кой и гра­ви­ров­кой дета­лей.

И. Г. Ето­е­ва

Источники:
© 2004 г. Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. С. 81, кат. № 68.
Ключевые слова: современная скульптура sculptura аполлон бельведерский с античного оригинала бронза патинированная феб из бельведера сандалии плащ инв № н ск 1279