Высота 9 см.Частная коллекция, Женева
Атлет.
Высота 9 см.
Частная коллекция, Женева.
Состояние: патина чёрно-зелёного цвета на сторонах, где поверхность всё ещё очень гладкая, но большая её часть несколько неровная, с красными пятнами куприта, зелёными хлорида меди и коркой из твердых минералов, в особенности у лица. Часть левой руки до локтя отсутствует.
Статуэтка была завершающей декоративной частью, украшавшей вершину канделябра. Канделябр состоял из треножника, на котором находился длинный вертикально стоящий стержень, к концу которого прикреплялся ветвеобразный элемент с четырьмя остриями1, увенчанными такими статуэтками, как наша, располагавшимися в профиль.
У этой полой бочкообразной детали, украшенной сверху рядом жемчужин, по центру находилось просверленное круглое отверстие, начинающееся с одной стороны и почти доходящее до противоположной. Это позволяло острию прикрепить нашу фигуру на вершине стержня. Сходство этой работы со статуэткой из Джослинского музея искусств2 (Joslyn Art Museum) такое близкое в каждой детали, как будто это делалось даже не в одной мастерской, а одним и тем же человеком. Самое неприятное — то, что нельзя обнаружить следы происхождения статуэтки, и регион, где она была изготовлена, неизвестен.
Вульчи были самым главным и наиболее важным этрусским центром производства бронзовых изделий, действовавшим более 300 лет. Особенно процветало здесь массовое производство богато украшенной посуды и утвари: треножников, приспособлений для воскурения фимиама, канделябров, ларцов с красивейшими ножками и т.д. Объёмы производства и престиж этой продукции были такими, что, очевидно, существовало несколько мастерских и, мы считаем, на примыкающей к этому городу территории также было несколько мастерских, стиль которых находился под влиянием Вульчи. Хотя большое количество бронзовых изделий может быть с уверенностью приписано Вульчи (см., например, кат. № 57), мы не уверены в точной атрибуции нашего “kouros” (статуя, изображающая молодого человека, создававшаяся для передачи общей идеи «молодости»).
Хотя исходящие от статуэтки ионийское влияние и назначение для украшения канделябра, соответствуют традициям Вульчи, не говоря уже о глазах, выражении лица и прически, однако для Вульчи она необычно тонко и точно гравирована. Автору статьи интересно, не происходят ли из мастерской Кьюзи этот атлет и его «брат» из Джослинского музея искусств. Ведь Кьюзи также были известны производством утвари и оживленной торговлей, ведущейся транзитом через Вульчи.
—
1 Острия радиально расходятся под прямым углом друг к другу. Центр этого состоящего из трёх частей элемента сделан длиннее, чтобы позволить на его конце закрепить свечу. Как иллюстрацию к этому мы имеем настенную живопись: Golini tomb Il in Orvieto (M. del Chiaro, Re-exhumed Etruscan bronzes, Santa Barbara 1981, p. 23, fig. B).
2 Omaha, Nebraska (USA): M. del Chiaro op. cit. no. 20, pp. 24—
© Фото — P. Goetelen (Geneva).
© 1993 — Comité International Olympique.