Мрамор мелкозернистый, прозрачный, плащ из черного античного мрамора. Римская копия.
Инв. №№ 8584 / Alt. 61.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс
Бюст с плащом выполнены в XVII веке; вставленная голова божества, с характерными длинными волосами, удерживаемыми плоской повязкой, разделенными на лбу на вьющиеся и густые локоны. Передача бороды также повторяет узор волос: масса длинных локонов обрамляет печальное лицо божества, определяемого различно как Аид—Плутон или как Асклепий, во многом сходной иконографии, в целом иногда близкой даже символическим изображениям Зевса.
Определение данной головы в качестве Аида—Плутона подсказывается прической и повязкой, хмурым выражением, которое вызывает образ этого адского божества, охарактеризованным Сенекой как «Плутон суровый и мрачный лицом» (Hercules furens, 722).
Голова считается римской копией императорского времени с греческого оригинала, датируемым примерно второй половиной V в. до н. э. и принадлежашим мастеру школы Фидия.
Matilde De Angelis d’Ossat
Бюст Плутона
Мрамор мелкозернистый, прозрачный, плащ из черного античного мрамора. Римская копия.Инв. №№ 8584 / Alt. 61.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс
Бюст Плутона.
Мрамор мелкозернистый, прозрачный, плащ из черного античного мрамора. Римская копия.
Инв. №№ 8584 / Alt. 61.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
Частная коллекция, Лудовизи.
Происхождение:
Коллекция Бонкомпаньи Людовизи (Boncompagni Ludovisi). Реставрированы: нос, часть верхней губы, некоторые локоны волос, бюст и плащ. Поверхность лица оказалась значительно пониженной.
Описание:
Бюст с плащом выполнены в XVII веке; вставленная голова божества, с характерными длинными волосами, удерживаемыми плоской повязкой, разделенными на лбу на вьющиеся и густые локоны. Передача бороды также повторяет узор волос: масса длинных локонов обрамляет печальное лицо божества, определяемого различно как Аид—Плутон или как Асклепий, во многом сходной иконографии, в целом иногда близкой даже символическим изображениям Зевса.
Определение данной головы в качестве Аида—Плутона подсказывается прической и повязкой, хмурым выражением, которое вызывает образ этого адского божества, охарактеризованным Сенекой как «Плутон суровый и мрачный лицом» (Hercules furens, 722).
Голова считается римской копией императорского времени с греческого оригинала, датируемым примерно второй половиной V в. до н. э. и принадлежашим мастеру школы Фидия.
Matilde De Angelis d’Ossat
Литература:
Museo Nazionale Romano, I, 5, 1983, p. 146, n. 63 (B. Palma).