Сцена жертвоприношенияВалерио Белли (?) (1468—1546).
Италия, Рим. Первая половина XVI века.
Инталия. Гиацинт, золото. 3,3 × 3,2 см.
Инв. № И 5366.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Валерио Белли, по месту рождения прозванный Вичентино — прославленный итальянский резчик, медальер, плакетист и бронзолитейщик эпохи Возрождения. Работал в Риме и Венеции, его главными патронами были кардинал Пьетро Бембо, папы Климент VII, при котором он даже возглавил Монетный двор Ватикана, и Павел III. Вернувшись около 1530 года в родной город, Белли продолжал выполнять заказы представителей высшей духовной и светской знати. Дж. Вазари сравнил Белли в своих знаменитых «Жизнеописаниях художников» с древними мастерами и наградил его, тем самым, высшей для резчика похвалой. Богатое наследие Белли составляют геммы и сосуды из горного хрусталя и полудрагоценных камней, медали, плакетки, изделия из бронзы, но собственные творения он подписывал далеко не всегда, поэтому главный критерий при установлении их авторства состоит в признании высочайшего уровня художественности и технического совершенства. Эту инталию принято относить к числу его собственноручных творений. Античные сцены жертвоприношений и праздничных шествий, инспирированные древними геммами, монетами и скульптурными рельефами, занимают в творчестве Белли совершенно особое место. Их очарование — в особой тонкости очертаний несколько вытянутых фигур, певучести линий, подчеркнутом ритме однородного спокойного движения.
Инталии Валерио Белли высоко ценились в кругах любителей искусств, коллекционеров, поклонников античности. Выработанная им манера, получившая название «стиля Белли» и широко распространившаяся благодаря металлическим плакеткам, отлитым непосредственно с гемм, оказала существенное воздействие на дальнейшее развитие глиптики и декоративных искусств.
Каган Ю. О.