Сцена жертвоприношения
Валерио Белли (?) (1468—1546).
Италия, Рим. Первая половина XVI века.
Инталия. Гиацинт, золото. 3,3 × 3,2 см.
Инв. № И 5366.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Сцена жертвоприношения.

Валерио Белли (?) (1468—1546).
Италия, Рим. Первая половина XVI века.
Инталия. Гиацинт, золото. 3,3 × 3,2 см.
Инв. № И 5366.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: конец XVIII века, из кол­лек­ции Робер­та Дингли, Лон­дон.

Описание:
Вале­рио Бел­ли, по месту рож­де­ния про­зван­ный Вичен­ти­но — про­слав­лен­ный италь­ян­ский рез­чик, меда­льер, пла­ке­тист и брон­зо­ли­тей­щик эпо­хи Воз­рож­де­ния. Работал в Риме и Вене­ции, его глав­ны­ми пат­ро­на­ми были кар­ди­нал Пьет­ро Бем­бо, папы Кли­мент VII, при кото­ром он даже воз­гла­вил Монет­ный двор Вати­ка­на, и Павел III. Вер­нув­шись око­ло 1530 года в род­ной город, Бел­ли про­дол­жал выпол­нять зака­зы пред­ста­ви­те­лей выс­шей духов­ной и свет­ской зна­ти. Дж. Ваза­ри срав­нил Бел­ли в сво­их зна­ме­ни­тых «Жиз­не­опи­са­ни­ях худож­ни­ков» с древ­ни­ми масте­ра­ми и наг­ра­дил его, тем самым, выс­шей для рез­чи­ка похва­лой. Бога­тое наследие Бел­ли состав­ля­ют гем­мы и сосуды из гор­но­го хру­ста­ля и полу­дра­го­цен­ных кам­ней, меда­ли, пла­кет­ки, изде­лия из брон­зы, но соб­ст­вен­ные тво­ре­ния он под­пи­сы­вал дале­ко не все­гда, поэто­му глав­ный кри­те­рий при уста­нов­ле­нии их автор­ства состо­ит в при­зна­нии высо­чай­ше­го уров­ня худо­же­ст­вен­но­сти и тех­ни­че­ско­го совер­шен­ства. Эту инта­лию при­ня­то отно­сить к чис­лу его соб­ст­вен­но­руч­ных тво­ре­ний. Антич­ные сце­ны жерт­во­при­но­ше­ний и празд­нич­ных шест­вий, инспи­ри­ро­ван­ные древ­ни­ми гем­ма­ми, моне­та­ми и скульп­тур­ны­ми релье­фа­ми, зани­ма­ют в твор­че­стве Бел­ли совер­шен­но осо­бое место. Их оча­ро­ва­ние — в осо­бой тон­ко­сти очер­та­ний несколь­ко вытя­ну­тых фигур, певу­че­сти линий, под­черк­ну­том рит­ме одно­род­но­го спо­кой­но­го дви­же­ния.

Инта­лии Вале­рио Бел­ли высо­ко цени­лись в кру­гах люби­те­лей искусств, кол­лек­ци­о­не­ров, поклон­ни­ков антич­но­сти. Выра­ботан­ная им мане­ра, полу­чив­шая наз­ва­ние «сти­ля Бел­ли» и широ­ко рас­про­стра­нив­ша­я­ся бла­го­да­ря метал­ли­че­ским пла­кет­кам, отли­тым непо­сред­ст­вен­но с гемм, ока­за­ла суще­ст­вен­ное воздей­ст­вие на даль­ней­шее раз­ви­тие глип­ти­ки и деко­ра­тив­ных искусств.

Каган Ю. О.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 89 кат. № 71.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная глиптика гемма современные геммы gemma инталия инталии гиацинт золото сцена жертвоприношения валерио белли италия рим жертвоприношение алтарь инв № и 5366